МУЛЬТИПОЛЯРНЫЙ МИР
Биполярный мир, сложившийся сам собой на планете после Второй мировой войны, продержался не так уж долго.
Представители политического реализма поспешили объявить положительным именно биполярный мир, поскольку, по их мнению, такой мир представлял собой некую саморегулирующую систему и в качестве таковой сам себя должен был держать в неких разумных рамках, не зарываясь и сохраняя мировой порядок в относительном равновесии. Вопреки уверениям представителей политического реализма, биполярный мир уверенно довел мир почти до грани третьей мировой и там, слава Богу, остановился, сменившись однополярным, поскольку из двух держав-соперниц победила, как водится, только одна.
В качестве однополярного наш мир продержался поразительно недолго. И четверти века не прошло, как все затрещало по наскоро скроенным швам. Причин тому много, но основная – головокружение от успехов. Американские головы столь резко закружились от необозримых планетарных просторов, от непаханого поля деятельности по насаждению демократии, что явно потеряли связь с реальностью. К немалому удивлению оставшегося политического полюса, остальной мир отнесся к демократии весьма прохладно. Примерно три десятка европейских стран вполне демократизировались, но поди пойми, по какой причине. То ли в самом деле по идейной, то ли в предвкушении плана Маршалла. Так или иначе, Западная Европа, как послушная детсадовская группа под грибочком, теснилась под ядерным крылышком США и продолжала оставаться верной им и после падения Ужасного Тоталитарного Режима. Ряд государств бывшего соцлагеря и советские некогда республики поспешили примкнуть к победителям. Остальные государства предпочли оставаться в стороне от непрерывного потока демократизации, разливавшегося по миру стараниями Америки.
Феномен однополярного мира еще и в том, что к миру он никоим образом не привел. Напротив, соблазн решать любое недоразумение силой (возразить никто, включая международные организации, не решался) многократно усилился, и столько кровавых конфликтов, сколько произошло примерно за 20 лет однополярного мира, не знает история. Афганистан, Ирак, Сербия, Ливия, \»арабская весна\»… Едва не встали в этот ряд Сирия и Украина. Впрочем, разгадка достаточно проста – раньше был сильный сдерживающий фактор, потом его не стало. Равный соперник всегда служил сильнейшим сдерживающим фактором. Однополярный мир последних двух десятилетий наглядно показал, что Америка не выдержала испытания властью.
Пока США подрывали свою экономику и собственный авторитет в мире непрерывными военными авантюрами, передышкой воспользовались те страны, которые давно в ней нуждались. Россия, Индия, Китай, ряд бывших советских (в основном, среднеазиатские) республик, сохранивших хозяйственные и культурные связи с бывшей метрополией, многие страны Южной Америки, ряд государств Африки и Азии – все они, что называется, копили силы. Головокружение от успехов проявилось еще и в том, что США с полным пренебрежением отнеслись к вероятности столь скорого появления сильных соперников. Пока что обозначенные государства (за исключением некоторых) не стремятся идти на открытый конфликт с центром силы, но уже активно сколачивают блоки. В основном экономические, по интересам.
По сути то, что мы сейчас наблюдаем в Украине, является запоздалым прозрением Запада и его лихорадочной попыткой всеми способами сохранить однополярный мир. Именно этим объясняется совершенно несоразмерная самому событию всемирная политическая истерика и достаточно странная (чтобы не сказать малоадекватная) реакция ЕС и США на происходящее. В самом деле, заход нескольких американских кораблей в Черное море через Босфор спешно прервался из-за… полетов российского бомбардировщика над одним из них. То, что последовало за этим, удивило практически всех. США, достаточно беспардонно нарушившие все существующие договоры, касающиеся нахождения кораблей в чужих водах, обрушились на Россию с обвинениями в том, что та… пугает их моряков. События в Украине и реакция на них Запада в виде невразумительных санкций, могущих повредить скорее самой Европе (что уже началось), но никак не адресату этих санкций. То, что происходит в мировой дипломатии сейчас, переходит все разумные рамки. Дело не в том, находится ли это за гранью добра и зла. В таких категориях о политике вообще не рассуждают. Но когда политика столь высокого уровня находится за гранью разумного, это очень четкий признак общемирового политического кризиса вследствие очередной перестройки мировой политической полярности. На сей раз – на мультиполярную.
Само по себе это неплохо. История последних веков ясно показала, что наиболее устойчивы именно многополярные системы, где разнообразные примерно равновеликие силы худо-бедно сдерживают и уравновешивают друг друга. Биполярная система приводит к столкновениям по всем направлениям (политическое, экономическое, идеологическое) так, что только искры летят. Однополярный мир грозит разгулом единственного гаранта демократии, над которым нет и не может быть чьего-либо контроля. Мультиполярный мир образует союзы разной степени длительности и прочности, более склонные к стабильности.
Существует, правда, еще один вариант – бесполярный мир. Теоретически это звучит хорошо, но как это воплотить на практике, не знает никто. То есть вроде бы ясно, что речь идет о некой семье равноправных наций, но на деле, как и со всеми красивыми идеями, получается полная ерунда. Всегда отыщется нация, почитающая себя, как говорится, первой среди равных, и все начнется по новой. Мы это уже проходили. Лидер объявляет свою нацию ущемленной, потому что у нее нет, допустим, достаточно Lebensraum, – и пошло-поехало, в полном соответствии с исторической логикой. А возразить такому нечего, потому что, во-первых, свобода же слова. Да и потом, человек старался, готовил речь. Ну и, в-третьих, возражать-то кто будет? Ведь все одинаково бессильны. Вот поэтому бесполярный мир маловероятен, и это к лучшему.
Итак, биполярный и однополярный мир по очереди показали свое явное несоответствие вызовам времени. Бесполярный пугает порой еще больше, чем хоть какой-нибудь мир. Как наименьшее из зол остается мультиполярный. Что он нам готовит, что нас ждет? В сущности, очень скоро мы это увидим и ощутим.
Адаса Фальк, «Новости недели» – «Континент»