НА СТОРОНЕ СТАЛИНА
И.ПОДРАБИННИК
В сталинские годы в СССР было расстреляно 242 германских коммуниста, среди них немало членов ЦК КПГ. На 28 апреля 1938 года зарегистрировано 842 арестованных немца. В Ленинграде в начале 1937 года группа немецких коммунистов состояла из 103 человек, а в феврале 1938 года от них осталось только 12.
До лета 1941 года советскими органами было переправлено в Германию около четырех тысяч человек, среди них семьи арестованных в Советском Союзе и расстрелянных германских коммунистов, а также немецких рабочих, которые в годы экономического кризиса на Западе и после прихода Гитлера к власти перебрались в СССР. Большинство из них гестапо сразу же отправило в концлагеря, где многие погибли от истощения или были убиты.
К августу 1938 года в СССР было арестовано 800 югославских коммуниста, в том числе жена Тито — немецкая коммунистка М.Бауэр.
В СССР, спасаясь от преследований, находилось до 3000 болгарских политэмигрантов, создавших коммуны, совхозы и колхозы; из них более тысячи подверглись репрессиям, около 600 погибли в тюрьмах и концлагерях.
В 20-х —30-х годах в Советском Союзе находилось 25-30 тысяч венгров, основная часть которых составляли политэмигранты. Большинство из них стали жертвами сталинских репрессий. Были уничтожены 10 из 16членов первого ЦК Венгерской компартии,11 из 20 народных комиссаров Венгерской Советской республики1919 года.
В дополнение к уже упомянутым жертвам монголов необходимо уточнить, что расправами руководил маршал Чойбалсан, для инструктажа которого был послан заместитель наркома внутренних дел Фриновский, правая рука Ежова, т.е. это была Сталина работа.
Небольшое дополнение к истории о Бэле Куне: в 1938 году была арестована его жена Ирина и зять, известный венгерский писатель Антал Гидаш, в 1941 году — дочь Агнесса.
Руководящие деятели, активисты компартий Австрии, Германии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Польши, Югославии, Греции, Италии, Великобритании, США, Франции, Эстонии, Латвии, Литвы, и других стран, как и советские люди, подвергались арестам, пыткам во время следствия, обрекались на смерть.
Всего в Советском Союзе было уничтожено коммунистов из восточноевропейских стран больше, чем их погибло у себя на родине во время гитлеровской оккупации.
И вот теперь в работе Тимура Боярского (Континент, 9-15 февраля) все они названы САРАНЧОЙ. Осознав это, я пришел к мысли, что просто обязан ответить Боярскому. Пусть Боярский извинит меня за то, что название моей статьи подобно принятому им термину, но это ведь он говорит о том, что следует похвалить Сталина «за уничтожение ленинской саранчи». Ведь расправа Сталина и его подручных с зарубежными коммунистами стали настоящей трагедией Коминтерна. Фактически Сталин отрекся от ленинских принципов в деятельности Коминтерна, от линии, принятой его VII Конгрессом, от открытой борьбы с фашизмом. А Боярский считает, что Сталина следует похвалить.
Одновременно хочу отметить, что я не был секретарем райкома партии, не преподавал марксизм-ленинизм, я простой советский инженер, кандидат технических наук, написал несколько книг по специальности, с которыми можно ознакомиться в Библиотеке Конгресса. Я не писал книгу «Евреи в Великой отечественной войне», которую мой оппонент посчитал даже незаурядной. В 2003 году в газете «Форвертс» была опубликована моя небольшая статья под таким названием в 60 строк, к которой действительно был проявлен большой интерес. Так как не было такой книги, не могу воспользоваться рекомендацией и писать «Евреи в октябрьской революции», тем более, что сфера моих интересов больше показана в статье «Самые закрытые люди», опубликованной в «Континенте» в декабре 2006года. Это Сталине и сталинских репрессиях, которым нет числа.
Большинство высказанных Боярским мыслей вызывает возражения, оценим некоторые из них.
«Саранча уничтожила 65 млн. человек». Цифра близка к истинной, ее назвал А.Н.Яковлев в книге «Крестосев» (М., 2000 г.): «Большевизму не уйти от ответственности за установление диктатуры, ненавидящей человека как такового. В результате ее преступных действий уничтожено более 60 миллионов человек. Большевизм, будучи разновидностью и провозвестником фашизма, проявил себя главной силой, вставшей на путь геноцида собственного народа».
30 лет у руля государства стоял Сталин и поэтому ему Яковлев совершенно справедливо предъявил ему следующие обвинения: «Организатор массовых репрессий, повлекших за собой миллионы невинных жертв. Автор созданной системы ГУЛАГа, послужившей тотальному уничтожению людей. Продолжил преступное дело Ленина по физическому уничтожению крестьян, интеллигенции, духовенства, всех «классово чуждых элементов», изобретатель сословия «врагов народа», подлежащих уничтожению вместе с семьями, прямой виновник неподготовленности страны к войне против нацистской Германии, в результате чего погибло около 30 млн. человек. Вместе с Лениным виновен в расколе народов России на враждебные лагеря, что породило постоянную гражданскую войну. Организатор геноцида русского и других народов СССР. По всем нормам международного права подлежит посмертному суду за преступления против человечности». А Боярский пытается хвалить Сталина.
Я выступил и выступаю в защиту Коминтерна, которого Сталин расстрелял. Боярский назвал их саранчой и утверждает, что саранча уничтожила 65 миллионов. Но коминтерновцы меньше всего имели отношение к уничтожению 65 млн. советских людей, это дело Сталина и его подручных (членов Политбюро и Дзержинского, Менжинского, Ягоды, Ежова, Берия, Абакумова, Вышинского Ульриха и др.), а коминтерновцы явились не союзниками палачей, а оказались их жертвами. Вся линия обвинения Коминтерна Боярским не выдерживает критики. Да, мы знаем о художествах Бела Куна и Розалии Землячки в Крыму, но это единичные примеры, к Коминтерну Землячка отношения не имела.
Это не было «стадо саранчи», я говорю о коминтерновцах, это были идейные борцы. Известно, что делегаты Учредительного конгресса Коммунистического Интернационала собрались в Москве в марте 1919года, в это время в России шла гражданская война, и они не могли не заметить несоразмерность целей и средств. Принятие заготовленных руководством РКП документов шло с большим трудов. Разъезжались делегаты конгресса неудовлетворенными.
В июле 1920 года на очередном конгрессе принимался устав Коминтерна, содержащий двадцать одно условие вступления в эту организацию. Тогда же начали раздаваться голоса о необходимости переноса штаб-квартиры Коминтерна в другую страну.
Невозможно согласиться с тезисом Боярского о том, что к революциям 1905 и 1917 годов (не ясно, о какой революции здесь идет речь) «примкнули те, кто не умел или не хотел работать, но при этом хотел жить богато и красиво». Это злой вымысел Боярского.
Боярский сообщает, что вина Фридриха Платтена «перед историей пока необходимой оценки не получила», но гибель его в ГУЛАГе не осуждает. И считает, что Сталина надо похвалить за гибель Платтена, так как он назван первым в списке ленинской саранчи.
Назвав тысячи расстрелянных монголов, Боярский неправильно расставил акценты, все репрессии в странах народной демократии совершались, прежде всего, по указаниям Сталина, это все та же рука Москвы. Боярский забыл назвать здесь послевоенные жертвы сталинских репрессий в Чехословакии, Польше, Румынии, Албании, Болгарии, Венгрии. Оставшиеся в живых бывшие коминтерновцы еще долго расхлебывали кровавую дружбу со Сталиным.
Бухарин Николай Иванович — член Политбюро до 1929 года, главный редактор «Правды», возглавлял Коминтерн с 1926 по 1929 год. Приведенную цитату из Бухарина хочу дополнить еще одной цитатой, где он сказал, что может быть только одна политическая партия у власти, другая должна сидеть в тюрьме. Но этому можно противопоставить другую цитату из его обращения к «Будущему поколению руководителей партии»: «Если в методах построения социализма я не раз ошибался, пусть потомки не судят меня строже, чем это делал Владимир Ильич. Мы шли к единой цели впервые, еще непроторенным путем. Другое было время, другие нравы. В «Правде» печатался дискуссионный листок, все спорили, искали пути, ссорились и мирились и шли дальше вперед вместе». 13марта 1938 года в 4 часа утра Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. Следует полагать, что Боярский похвалил Сталина за этот расстрельный приговор.
Зиновьев Григорий Евсеевич — член Политбюро до 1926года, с декабря 1917 года —председатель Петроградского совета, с апреля 1918 года — секретарь бюро ЦК РКП(б) Северной области, в 1918-1926годах обладал в Петрограде-Ленинграде практически безграничной властью. Первый председатель Исполкома Коминтерна до 1926года. На его совести много преступлений, арестован в декабре 1934года, расстрелян лейтенантом Евангуловым 25 августа 1936 года. По логике Боярского, Сталин поступил правильно, расстреляв Зиновьева.
Каменев Лев Борисович — член Политбюро по 1925год, председатель Моссовета с 1918 по 1926 год. Боярский решил не цитировать его, а напрасно. Ведь именно Каменев заявил с трибуны 14 съезда партии в декабре 1925 года: «Именно потому, что я неоднократно говорил это т. Сталину лично, именно потому, что я неоднократно говорил группе товарищей—ленинцев, я повторяю это на съезде: “я пришел к убеждению, что тов. Сталин не может выполнять роли объединителя большевистского штаба”». Он был одним из первых, распознавших сталинскую сущность, и оказался в числе первых, расстрелянных Сталиным. По указанию Сталина, с подачи Вышинского, по приговору Ульриха лейтенант Васюков расстрелял Каменева 25августа 1936 года. Ягода и Ежов потом последовательно хранили эту пулю. Заметим попутно, что были застрелены жена и два сына Каменева. Боярский похвалил Сталина и за этот расстрел.
А всего в годы сталинских репрессий было расстреляно 49 членов Политбюро, Оргбюро и секретарей ЦК партии, 4 из них покончили жизнь самоубийством. Из 229, прошедших через Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК за 75 лет советской власти.
Сочувствие Ивану Ивановичу Иванову я выразил в указанной выше статье «Самые закрытые люди», опубликованной в «Континенте» в 2006 году. Репрессированных Ивановых был не миллион, как пишет Боярский, а в 20 раз больше и А.Яковлев в упомянутой книге «Крестосев» написал об этом так: «Большевизму не уйти от ответственности за практику неслыханного в истории попрания элементарных прав, фальсификаций, ложных обвинений, внесудебных приговоров, за расстрелы без суда и следствия, за истязания и пытки, за организацию концлагерей, в том числе для детей-заложников, за применение отравляющих газов против мирных жителей. В мясорубке ленинско-сталинских репрессий погибло более 20 миллионов человек».
Виктор Суворов в романе «Очищение» считает, что Сталин действовал правильно, точно и решительно, обезглавив свою армию накануне Второй мировой войны (три маршала из пяти были расстреляны, 40 тысяч человек из армии «вычищено»), Боярский нахваливает Сталина за уничтожение ленинской гвардии, в том числе коминтерновцев, которые были бы организаторами сопротивления фашистской Германии в годы войны в своих странах и потери Красной Армии были бы несколько меньше. Но Сталин сделал все, чтобы советские потери в этой войне были максимальными. В отличие от моего оппонента, я бы в его защиту доброго слова не сказал.