Наши простодушные соотечественники
С зарубежными художниками такого не бывает, потому что они понимают – любое упоминание о них только на пользу делу, с бывшими выходцами из СССР – случается.
Вот самый свежий пример: на фейбуке заинтересовало творчество одно живописца – он с юмором рисовал виды Иерусалима и Тель-Авива. Сообщил ему, что хочу написать о его творчестве. Тот прислал ссылку на свою страницу с биографией и репродукциями картин.
Спросил его, не против ли он того, что его работы будут опубликованы. Отказа не было.
Написал текст, послал в редакцию.
Мудрый редактор предлагает получить от художника еще раз подтверждение права воспроизведения его работ.
И вот тут начинается самое интересное: художник просит, чтобы я прислал ему текст на просмотр. Заметим, что его он не заказывал, что написание текста – сугубо моя инициатива, дело моей репутации в издании.
Человек не понимает этого, ссылаясь на то, что могут быть фактические ошибки. То бишь, в подтексте – я не смог прочитать его профиль и запомнить два-три факта из его биографии.
Дальше – больше. Объясняя собственную позицию, художник замечает, что только хотел поправить и дополнить текст.
А это как? Я, гипотетически, приду в его мастерскую, возьму кисть и краски и начну рисовать, дописывать его картины? Так что ли он представляет поправить и дополнить текст?
Мало сказать, что речь идет о неуважении ко мне, как к его автору. Все выстроено с наивной подачей мысли о том, что художник – творец, мастер, а писака – так себе профессионал, его надо все время проверять и делать замечания.
При том, что, несомненно, я уважаю художника как автора живописных работ, но не учу его, что и как на них изображать. Предполагая, что тут наши позиции равны – и он уважает меня за то, что я пишу, доверяя моему опыту и вкусу.
Если нет, то чего было тогда сразу соглашаться. А если уже был не против публикации, то чего из себя строить знатока и искусствоведа: если хочешь, чтобы про тебя писали, как тебе хочется – заключи с автором договор, выскажи свои требования к тексту, заплати ему за его труд. И вперед.
Если художник ничего подобного не сделал, но начинает таким образом качать права, то я в таких случаях поступаю четко и резко – не устраивает моя позиция, всех благ, тема закрыта!
Так и с тем художником, о котором написал здесь: не нужна статья – прощайте, синьор, аплодисментов не надо!
И не следует ничего объяснять, поскольку контакт между людьми если не строится на уважении, то он неравноценен, если официально не закреплен к тому же.
Как объяснить это нашим вроде бы не понимающим ситуации соотечественникам? Язык ведь один и тот же, а не понимают.
И остаются при своих интересах, как правило, если это их больше устраивает, чем быстрая публикация в хорошем издании.
Поскольку это сознательный выбор – пожалуйста, только пенять надо на себя, на недальновидность, гонор и непонимание того, что советское время прошло, а потому есть смысл жить по другим законам, чем прежде.
И быть благодарным, отзывчивым и допускать компромисс, чтобы не остаться при своих интересах, на бобах, если называть все своими именами.
Илья Абель
Абель прав в том, что не стал публиковать статью об этом художнике в уважаемом издании, где он работает. Но сделал он это совсем не потому, что посчитал себя обиженным. В нашем мире как раз художники ( ученые, писатели, композиторы, др. творческие личности) стоят с протянутой рукой, а не журналисты раскрученных журналов и проч. СМИ. И Абель это хорошо понимает. Позиции неравноценны, но кто же тут диктует?