ОН ПЕЛ, ПРОИЗНОСЯ КАЖДОЕ СЛОВО ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ ОНО БЫЛО ПОСЛЕДНИМ В ЕГО ЖИЗНИ
Виталий РОНИН, Чикаго
«Я пою всем сердцем и душою. Каждое слово важно.
Я пою как будто бы моя жизнь зависит от этого.
Если я прекращу делать это, я перестану жить».
Марио Ланца
Неповторимый голос Марио Ланца был высоко оценён современниками — знатоками вокального искусства. Его обладателя многие из них называли вторым Карузо. Артуро Тосканини говорил : «Ланца является величайшим голосом ХХ столетия». И это мнение разделялось не только большинством профессионалов, но и критиками.Талантливый певец неизменно восхищал своих поклонников и продолжает до сих пор покорять многочисленных слушателей, представителей разных поколений во многих странах мира. И что особенно важно, исполнительское мастерство Марио Ланца в течение длительного отрезка времени способствует приобщению значительной части из них к оперному искусству. Сказанным не исчерпывается значение Марио Ланца для мировой культуры. Он оказал исключительное влияние на творчество ряда выдающихся певцов, среди которых в первую очередь следут упомянуть Пласидо Доминго, Лучиано Паваротти, Хосе Каррераса, Муслима Магомаева, Андреа Бочелли и многих других выдающихся певцов. «Трио теноров» — Доминго, Паваротти и Каррерас подчёркивали, что их выбор был сделан под влиянием Марио Ланца. Великий Ланца оставил потомкам бесценное музыкальное наследие. Оно включает в себя не только записи выступлений Марио на сценах концертных залов городов Америки и других стран (суммарное их количество равно полутораста), на радио и телевидении, но и обширную дискотеку, в которой собраны, в его исполнении, шедевры мировой оперной классики. оперетты, популярные итальянские и американские песни. Он был первым, кто в фирме грампластинок «RCA Victor получил «Золотой Диск», и первым, кому удалось продать 2,5 млн. альбомов. Помимо этого, мелодии, спетые им, звучат в восьми музыкальных фильмах. Лишь единичные из них он озвучил за кадром. В большинстве же кинокартин Ланца выступал как поющий артист. Звуковые дорожки ко всем этим фильмам воспроизведены и на дисках.
Ему суждено было прожить короткую, но яркую жизнь. Муслим Магомаев, потрясённый трагической и прекрасной судьбой своего кумира, в своей книге о нём писал: «Он жил страстно, безоглядно, сердцем. Так жил, так же умер».
Альфредо Арнольдо Кукоцца, таковы настоящие фамилия и имя певца, родился в Филадельфии 31 января 1921 года. Его отцу, Антонио Кукоцца, когда он иммигрировал из Италии в США вместе с семьёй, было всего 11-лет. В спортивных кругах его знали как способного велогонщика, многократно участвующего в соревнованиях. В результате тяжёлого ранения во время Первой мировой войны Антонио стал инвалидом. Он не был лишён музыкальных способностей, хорошо играл на валторне. Благодаря собранной им коллекции оперных произведений, детские годы мальчика были заполнены прекрасной музыкой и ариями в исполнении выдающихся певцов. Вспоминая детство, он говорил : «Я слышал эти записи с тех пор, как впервые услышал тиканье часов». При этом, наибольшее впечатление на него производил Энрико Карузо, голосу которого он пытался подражать. Именно пример Карузо, как утверждают биографы, послужил для Ланца стимулом в выборе им профессии певца. Однако, нельзя упускать из виду, что не меньшую роль в этом отношении сыграла и мать будущей знаменитости. Родившись в Америке, в семье итальянских иммигрантов, она превратилась в привлекательную, жизнерадостную женщину с великолепным колоратурным сопрано. Она часто пела для Фредди, аккомпанируя себе на пианоле. Отец же, подыгрывал ей на валторне. И это не могло не повлиять на восприимчивого к музыке сына, великолепные голосовые возможности которого с большой вероятностью могли быть унаследованы от матери и проявились позже. Приобщение ребёнка к музыке продолжалось в то время, когда гостями в доме оказывались профессиональные музыканты. После окончания званого обеда они не только пели, но и наслаждались, слушая шедевры оперной классики. Находясь тут же, Фредди, внимал прекрасным мелодиям и голосам. Завороженный ими, он мог сидеть и слушать их часами до позднего вечера с широко раскрытыми глазами. В 7-летнем возрасте он научился самостоятельно заводить патефон, а это позволяло ему слушать те произведения, которые ему больше всего нравились. Однажды родители подсчитали, что «Небеса и море» в исполнении Карузо их сын прослушал подряд 27 раз. И это привело их в восторг. Будучи 10-летним он уже знал содержание и основные арии 50 опер, а в 15 лет был в состоянии компетентно обсуждать достоинства и недостатки большинства из наиболее выдающихся произведений этого жанра. Мария и Антонио любили своего сына. Они создали для него максимально комфортную домашнюю атмосферу. У них он научился тому что лучше давать, чем брать и быть великодушным. В школе он отдавал предпочтение музыке и спорту. Его увлекал бейсбол, футбол, бокс. Родителям не была безразлична судьба сына. Мать, всерьёз обеспокоенная его увлечением спортом, прилагала все силы для того, чтобы разубедить сына в этом и заинтересовать ещё больше музыкой. Именно с этой целью ему была куплена скрипка, и он был отправлен в музыкальную школу. Не добившись успеха в игре на скрипке, Фредди всё же овладел фортепиано так , что впоследствие мог петь в концертах под собственный аккомпанимент. Но занятие спортом для него оказалось не бесполезным: полученная спортивная закалка помогла ему преодолевать значительные физические нагрузки, испытываемые им в течение интенсивной певческой и артистической каръеры.
Будучи подростком, он продолжал живо интересоваться оперой, и часто пел арии, пытаясь брать даже высокие ноты. Тем не менее, до 16-летнего возраста мало кто имел представление об особенностях его голоса, т.к. он тщательно следил за тем, чтобы во время пения в доме никого не было. Мать и отец искренне желали чтобы Фредди занялся адвокатской или врачебной деятельностью. Но, впервые услышав как восхитительно он поёт, они безоговорочно поддержали его решение стать певцом. Следуя совету Антонио Скардуззо, Фредди в течение последующих двух лет щадил свой голос, изучал классический итальянский, чтобы избавиться от усвоенного им неаполитанского диалекта, а также испанский и французский языки. После не продолжительного периода занятий по сольфеджио, он отказался от них, поскольку не любил читать ноты с листа. Его голос привлекал внимание не только слушателей, но и профессионалов. Рудольфо Пили, ответственный за музыкальный курс обучения YMCA Opera Companу, стал наставником Фредди. Записи, в которых его голос звучал среди исполнителей ряда оперных произведениий, к сожалению, не сохранились. Лишь две записи итальянских песен, посвящённых дню рождения его отца, дошли до наших дней. Они датированы 19 апреля 1940 года. Однако настоящий успех пришёл к нему позже. Фредди шёл к нему полный амбиций стать выдающимся певцом, понимая при этом необходимость совершенствования своего голоса. Ирэна Уийльямс, бывшая известная певица, помогла ему не только в этом. Она содействовала его участию в концертах, для которых им были подготовлены две оперные роли и 20 песен. Этим концертам он был обязан своей популярностью среди влиятельных представителей филадельфийского и нью-йоркского обществ. Одному из них, Уийльяму К. Хаффу — концертмейстеру Филадельфийской Музыкальной Академии, настолько понравился голос певца, что он воскликнул : «Он заменит Карузо!». Посчитав, что необходимо оказать существенную поддержку юному дарованию, он устроил ему встречу с Сергеем Кусевицким, справедливо полагая, что известный дирижёр должным образом оценит выдающиеся способности Альфредо, уже известного по выбранному им после долгих поисков псевдониму — Марио Ланца. И не ошибся. Кусевицкий, не раздумывая, сразу же после прослушивания, предложил ему учиться в школе для перспективных певцов и музыкантов — Танглвуде. Спетая им на выпускном экзамене школы партия Фонтона в опере Отто Николаи «Виндзорские проказницы», а день спустя — Рудольфо в 3-ем акте оперы Пуччини «Богема», настолько высоко были оценены критиками, что большинство из них предсказывало ему блестящую оперную каръеру. И действительно, данный ему от природы лирико-драматический тенор исключительно мощный и выразительный, легко берущий верхние ноты с форсированным звукоизвлечением, позволял ему достичь в оперном искусстве непревзойдённых высот. 1942 год был многообещающим для Марио Ланца. Он был близок к тому, чтобы занять подобающее ему место на оперной сцене. Однако призыв и служба в армии не только отодвинули на неопределённое время эту перспективу, но и повлияли на его будущую творческую судьбу. С одной стороны, талант его не остался не замеченным. Он был включён в состав концертной группы, обслуживающей военные базы. Марио Ланца пел для военнослужащих. С другой стороны, хотя в его репертуаре и были арии из опер, надежда осуществить оперную карьеру казалась иллюзорной. Марио Ланца, был в определённой степени угнетён этим. Лишь иногда, особенно после удачных выступлений, ему казалось, что всё не так уж плохо. Марио приобрёл друзей в армии. Дружба с Бертом Хиксом удивительным образом повлияла на его последующую жизнь. Влюбившись в сестру Берта, Бетти, он женился на ней вскоре после демобилизации в 1945 году. Благодаря друзьям-актёрам, деятельность которых, так или иначе, была связана с Голливудом и частично с театром на Бродвее в Нью-Йорке, Ланца был в курсе событий в мире кино и театрального искусства. Ещё до демобилизации, где бы не пел Марио Ланца, его голос производил огромное впечатление на своих слушателей. Стоит ли удивляться тому, что круг почитателей певца становился всё шире. К нему примкнуло большое количество поклонников после того как однажды он дал концерт для публики, в состав которой входили продюсеры, директора, писатели, актёры и многие другие важные персоны, имеющие отношение к голливудской киноиндустрии. В стороне не остались звукозаписывающие компании, радио и телевидение. Ланца пел на радио, вёл музыкальную передачу «Великие моменты в музыке». Несколько месяцев Марио Ланца учился вокалу у Энрико Розетти. Ученик на всю жизнь остался признателен своему учителю за знания и умения, которыми тот его наделил. Был заключен контракт с фирмой RCA Victor. Кроме того турне, вначале с Агнес Дэвис, а затем с Фрэнсис Йинд и Джорджем Лондоном, прибавили ему известность. Но главное событие, коренным образом изменившие его жизнь и карьеру, произошло в августе 1947 года. Речь идёт о встрече Марио Ланца с основателем и руководителем киностудии «Метро Голдвин Майер» Луисом Майером. Она произошла после его выступления в«Голливудской чаше», вмещающей в себя значительное количество слушателей. В концерте он заменил, по рекомендации секретаря руководителя MGM, одного из известных теноров Италии.Успех, выпавший на долю Марио Ланца, превзошёл все ожидания. 20-минутная восторженная овация, которой наградили исполнителя слушатели, была одной из самых длительных в истории «Голливудской чаши». Перед Марио Ланца открывалась перспектива окончательно стать оперным певцом. Но этого не случилось, поскольку Луис Майер, восхищённый певцом, тут же после окончания концерта, провёл с ним переговоры, закончившиеся подписанием контракта на 7 лет. В этот вечер, как это было озвучено в прессе, оперная сцена окончательно потеряла тенора, который мог бы стать сенсацней века. В итоге, вместо оперной карьеры, певца ждала стезя киноактёра и концертирующего исполнителя. Им он оставался в течение оставшихся 11 с половиной лет своей жизни. В этом, как утверждают профессионалы, друзья и близкие Ланца, и состоит трагедия великого певца. Лишь дважды, ему посчастливилось петь на сцене театра Нового Орлеана, в опере Пуччини «Мадам Батерфляй», в которой он исполнил роль Пинкертона. Многочисленные поклонники его таланта, да и профессионалы, критики, упрекали Ланца за «измену» оперному искусству. Киносъёмки и практически ежегодный прокат фильмов с его участием, перемежались с работой на радио, с созданием дисков в студии звукозаписи, и, конечно же, с интенсивной концертной деятельностью. И во всех ипостасях Марио проявлял свой многогранный талант. Не вина Ланца в том, что некоторые фильмы, в которых он участвовал, не имели ощутимого успеха в прокате. Его работа была безупречна. Из нескольких фильмов, вышедших на экраны с 1949-го по 1957 год, «Великий Карузо» (1951) остался вне конкуренции. В 1952 году у него возник конфликт с режиссёром очередного фильма. Руководство киностудии предприняло жёсткие санкции: Марио Ланца должен был оплатить неустойку и, кроме того, было наложено вето на певческую карьеру певца. Это время было потерянным для Ланца. К тому же, он испытывал психологические и материальные трудности. Лишь после того как между сторонами было заключено взаимоприемлимое соглашение, Марио Ланца смог вновь вернуться к творческой деятельности.
В 1957 году, в связи с предложением итальянской киностудии «Леклауд Продакшнз» сняться в фильме «До свидания, Рим», Марио Ланца, с женой и четырьмя детьми, переезжает в Италию. В Неаполе, его ждала восторженная встреча. В Италии он проводит последние два года своей жизни. Они были заполнены не только творческими планами, но и съёмками в кино и интенсивной концертной деятельностью. Его популярность росла в течение европейского турне: Англия, Германия, Франция, Бельгия, Голландия… В Лондоне, например, концерт в присутствии королевы Англии сопровождался коллосальным успехом. В коротких промежутках он находил время для записей дисков. В Риме он записал звуковую дорожку к фильму «For the First Time», последнему в его киноматографической карьере. На фоне многочисленных предложений особенно лестными оказались приглашения художественного руководителя Римской Оперы, предложившему Ланца роль Канио в опере Леонковалло «Паяцы» в сезоне 1960/1961 года, а также от руководств оперных театров La Scala и San Carlo. От большинства из них он вынужден был отказаться из-за резко ухудшившегося состояния здоровья. Переедание, из-за чего он страдал лишним весом, и злоупотребление алкоголем, начали ощущаться всё сильнее. Повысилось кровяное давление, осложнился давний тромбофлебит. Перенеся сердечный приступ в апреле 1959 года, он, в августе с инфарктом и крупозным воспалением лёгких, поступил в госпиталь. 7 октября этого же года он скончался на 38-м году жизни, по одной из версий от эмболии легкого, по другой — от инфаркта. Траурные церемонии состоялись в Риме, Филадельфии, а последняя в Лос-Анджелесе, где он был похоронен. Мир осиротел, потеряв талантливого певца, волею судеб не избравшего оперную сцену для своего творчества. Но ни у кого не вызывает сомнения, что, если бы его выбор был иным, он бы стал величайшим тенором в истории мировой культуры.
Им оставлено бесценное наследие, благодаря которому его голосом могут наслаждаться миллионы слушателей. Они будут восхищаться им во все времена. Благодарную память о нём также сохраняют «Музей Марио Ланца» в его родном городе, а также многочисленные «Общества Марио Ланца», организованные в разных странах мира.
Ему далеко было до идеала. Избалованный любящими родителями, сын вырос недисциплинированным, потворствующим своим желаниям, капризным, сверх амбициозным, страдающим мегаломанией. Его психологическое состояние было отягащено периодическими депрессиями. Но Марио Ланца был наделён щедрым талантом, которым он делился со слушателями. Для них он пел, широко раскрывая перед ними свою душу и сердце, отдавая им всего себя. За пару лет до своей смерти он говорил : «Я мало о чём сожалею. Я сделал много ошибок в моей жизни. Если бы мне пришлось прожить ёё вновь, то не изменил бы в ней ничего.
Я — не второй Карузо. Я — первый Марио Ланца».