Отцы-основатели США: символы веры

Среди шести виднейших политиков, считающихся «отцами-основателями» США, не было атеистов (во всяком случае, явных), однако все они сильно возвышались над суевериями и предрассудками своих соотечественников.

ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН

Первый президент США Джордж Вашингтон настолько избегал делиться с кем-либо своими взглядами на религию, что они оставались загадкой даже для хорошо знавших его священников. По семейным традициям он принадлежал к епископальной деноминации, которая сначала была интегрирована с англиканской церковью, однако в 1789 году отделилась и обрела самостоятельность. До начала Войны за независимость он, как и подобало состоятельному вирджинскому сквайру, иногда посещал проповеди (в среднем, не чаще раза в месяц) и даже входил в состав приходского совета (который был фактически частью местного самоуправления), но никакой активности в церковных делах не проявлял.

Вашингтон редко апеллировал к религии и в своей политической деятельности. В ряде ключевых выступлений, в том числе в речи, произнесенной при первом вступлении в должность президента, он говорил о том, что религия как таковая служит общественному благу, однако эту мысль всегда выражал очень спокойно и в максимально общей форме. Скорее всего, Вашингтон верил, что религия улучшает характер и мораль человека и помогает укреплять общественный порядок, однако сколько-нибудь существенной роли в его жизни она не играла. В декабре 1799 года он даже отказался допустить к своему смертному одру пастора, хотя прекрасно знал, что жить ему осталось считанные часы.

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Франклин был не только первоклассным ученым, но и замечательным дипломатом того же ранга, что Талейран и Меттерних. Он сам считал себя деистом, о чем не раз говорил и писал. Деисты признают, что мир был создан божественной волей, однако считают, что в дальнейшем он функционировал независимо и по своим собственным законам. Деизм Франклина был вполне последовательным. Он верил в бессмертие души, но либо не признавал сакральной сущности Христа, либо, как минимум, сильно в ней сомневался.

Текстологический анализ его высказываний показывает, что он считал Иисуса из Назарета скорее основателем нового великого морального учения, нежели богочеловеком. Еще в юности Франклин перестал посещать проповеди и на протяжении всей своей жизни лишь изредка переступал порог церкви. Он никогда не высказывался в пользу той или иной деноминации и не ввязывался ни в какие церковные споры. Он ни в коей мере не считал, что христианство стоит выше прочих религий, и не признавал за ним монополии на божественную истину. Не случайно его английский друг Джозеф Пристли, знаменитый химик (один из первооткрывателей кислорода) и тоже убежденный деист, писал, что Франклин не только сам не верит в христианство, но фактически разубеждает в нем других.

ДЖОН АДАМС

Джон Адамс, который занимал пост вице-президента при Вашингтоне, а затем сменил его в Белом Доме, происходил из семьи, которая в нескольких поколениях принадлежала кальвинистской церкви. Уже в зрелом возрасте он примкнул к унитарианской деноминации и довольно регулярно посещал церковные службы, однако особым религиозным рвением никогда не отличался. Он писал, что всеми силами стремится не смешивать религию с политикой, и это было истинной правдой. В силу человеческого разума он верил никак не меньше, чем в библейские откровения, и никогда не проявлял ни малейших признаков религиозного фанатизма.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

Томас Джефферсон, автор Декларации Независимости и третий президент США, был известен своим свободомыслием. Он открыто признавался в нелюбви к священнослужителям всех религий, считая их врагами свободы и верными слугами любого деспота. Джефферсон писал, что библейский бог злобен, мстителен, капризен и несправедлив, а христианство называл суеверием. Не будучи атеистом, он был весьма умеренным деистом. Он верил (или старался верить) как в бессмертие души и в загробную жизнь, так и в сотворение мира всеблагим и всемогущим Создателем. В то же время он полностью отрицал божественную природу Иисуса Христа, которого считал всего лишь гениальным проповедником. Этические наставления Христа он считал подлинной вершиной морали, однако настаивал, что она является продуктом человеческой мысли, а не божественного откровения. Он шел даже дальше, настаивая, что этические принципы существуют независимо от религиозных верований (и поэтому решительно возражал тем, кто считал, что понимание морали недоступно атеистам).

Джефферсон с молодости твердо верил в свободу совести, которую считал естественным правом человека, дарованным ему самим Создателем. Этот принцип он положил в основу проекта Закона о религиозной свободе штата Вирджиния (Virginia Statute for Religious Freedom), который составил в 1779 году. На посту президента он самым решительным образом проводил в жизнь доктрину отделения церкви от государства, сформулированную в Первой Поправке к Конституции.

ДЖЕЙМС МЭДИСОН

Точно так же поступал и его преемник и единомышленник Джеймс Мэдисон, четвертый президент США и самый влиятельный автор Конституции. В 1786 году он, будучи губернатором Вирджинии, провел через законодательное собрание штата джефферсоновский Закон о религиозной свободе, который остается в силе и поныне.

АЛЕКСАНДР ГАМИЛЬТОН

Александр Гамильтон во время Войны за Независимость служил у Вашингтона адъютантом и фактически был начальником штаба. Он принимал активнейшее участие в работе Конституционного Конвента, а затем, вместе с Мэдисоном и Джоном Джеем, подготовил серию эссе в поддержку новой Конституции, вошедших в историю мировой политической мысли как «Статьи Федералистов»\\Federalist Papers (причем именно он был инициатором всего этого проекта). В 1789—95 годах Гамильтон служил министром финансов в администрации Вашингтона и в этой должности заложил основы финансовой и фискальной политики федерального правительства. Наконец, в 1800 году он основал Федералистскую партию (Federalist Party), первую политическую партию Соединенных Штатов.

Гамильтон был прихожанином епископальной церкви. Долгое время его религиозность была скорее показной и диктовалась политическим оппортунизмом, однако к концу своей недолгой жизни он действительно стал верующим христианином (в 1804 году он был смертельно ранен на дуэли с тогдашним вице-президентом Аароном Барром и скончался на следующий день, не дожив полугода до пятидесятилетия). В отличие от других отцов-основателей, он не гнушался использовать религию в политической борьбе. В 1800 году Гамильтон не только обвинял в безбожии и аморальности своего противника Джефферсона, но даже намекал (правда, лишь в личной переписке) на желательность законодательного запрещения атеистам занимать государственные должности. Однако во время работы в Конституционном Конвенте он был таким же сторонником религиозной свободы и отделения церкви от государства, как и Джефферсон. От этой позиции он не отступил и в ходе работы над «Статьями Федералистов». Поэтому поздняя религиозность Гамильтона практически не оказала влияния на его политико-философское наследие.

Washington ProFile

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.