ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕЖИССЁРА
Древними мудрецами сказано: «Не по своей воли рождается человек, не по своей воли он живет на Земле и не по своей воли умирает». Неоднократно встречаясь с неожиданными проявлениями жизни, мы стремимся осознать то, что пророчит нам судьба и то, что мы своим разумом не можем воспринять. И поэтому неожиданная и трагическая смерть основателя, художественного руководителя народного театра бухарских евреев «Возрождение» Семёна Борисовича Аулова потрясла всех, ибо он всегда говорил, что принадлежит к роду долгожителей и собирается провести свой 100-летний юбилей. Его жизнь оборвалась в субботний день, 3 ноября 2012 года, когда по преданиям умирают святые. О его жизнелюбии, оптимизме свидетельствовала его неутомимая энергия, полная вдохновения и грандиозных планов.
Наша газета неоднократно писала о триумфе театра «Возрождение», о новых премьерах этого театра, о художественном руководителе, режиссёре, Заслуженном артисте Узбекистана, о воине, служившем во время Второй мировой войны в русско-французском полку «Нормандия-Неман», Семёне Борисовиче Аулове. Неоднократно он выступал и на радио «Надежда». В одном из интервью он рассказал о своей заветной мечте — сыграть роль Султанбека в комедийно-музыкальном спектакле Узеира Гаджибекова «Аршин-мал-алан». Это ему удалось осуществить частично на одном из концертов в Квинсе в 2011 году, продемонстрировав эту роль с присущим только ему артистизмом, проникновенно и красочно, с юношеским задором, несмотря на свой почтенный возраст. Семён Борисович Аулов обладал альтруистическими наклонностями, которые и дали возможность музыкальному руководителю и актеру театра «Возрождение» Эфраиму Гавриэлову исполнение этой роли в спектакле в мае 2012 года.
Мастер художественного слова, режиссёр Сёмён Аулов вёл переговоры о показе этого спектакля русскоязычным зрителям Бруклина, планировал гастрольную поездку по штатам Америки и городам Израиля. Он очень серьёзно задумывался о постановках в своих концертных программах и спектаклях сцен из комедий, драм и трагедий Шекспира, а также рассказов А. Чехова. Режиссёр был уверен, что артисты народного театра «Возрождение», представители бухарско-еврейской общины смогут превосходно справиться с очень сложной драматургией Шекспира. Он всегда считал, что театр и артисты растут на высокой классической драматургии. К сожалению, судьба не дала возможность воплотить все эти планы.
Жизнь Семёна Аулова была очень непростой. В предвоенные годы, как и многие мальчишки того времени, он мечтал быть актёром. Будучи выбранным учительницей на роль в инсценировке стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок», записался в музыкальный кружок, где учили играть на мандолине, балалайке и гитаре. Уже в дальнейшей его актёрской деятельности он умело аккомпанировал себе на этих инструментах, используя свои вокальные данные, унаследованные от отца. Даже на войне, служа авиамехаником в знаменитом полку «Нормандия-Неман», он в коротких перерывах от боёв и тяжёлой напряжённой работы поднимал настроение бойцов игрой на этих инструментах, живописными рассказами и сценками из жизни. Это было время глубинного познания жизни, когда молодой солдат Семён Аулов запечатлевал в своей памяти тонко подмеченные человеческие образы и характеры людей, воплощенные им много лет спустя на сцене. К своей цели, несмотря на тяжёлое послевоенное время, он шёл с упорством и уверенностью. В 1950 году он окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского, в котором в дальнейшем, совмещая свою актёрскую деятельность, преподавал в течение многих лет на кафедре актерского мастерства и режиссуры. Более 42 лет Семён Борисович выступал на сценах двух театров — Юного зрителя (ТЮЗ) и Русского государственного академического театра драмы имени Максима Горького в Ташкенте, завоевав настоящее призвание и зрительскую любовь. Театралы того времени восхищались блестяще сыгранными им образами героев пьес русских, узбекских и зарубежных авторов: испанца Санча-Пансы в спектакле «Человек из Ла-Манчи» Д. Вассермана, русского Бобчинского из гоголевского «Ревизора», еврейского Арьё Лейба в спектакле «Молдаванка, Молдаванка» по рассказам Исаака Бабеля, интригана Василия Шуйского в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» А. К.Толстого, чудака Чезвика в «Полёте над гнездом кукушки» Д. Вассермана, отчаянного Ивана-цыганка в спектакле «Алёша Пешков» Груздева и Форша, мужественного Росса в «Макбете» Шекспира, хитрого Хидоятхана в спектакле «Проделки Майсары» Хамзы, где проявилась уникальная палитра его актёрских способностей.
Ему удалось сыграть на сцене более 200 ролей, а если добавить и то, что сыграно в кино и на телевидении, то, пожалуй, наберётся все три сотни. Семён Борисович Аулов снимался в 4-х художественных фильмах киностудии «Узбекфильм» — «Пламенные годы», «Ай! Ограбили поезд», «Цель жизни», «Камни». В августе 1993 года его семья переезжает из Ташкента в Нью-Йорк. Первой его ролью, превосходно сыгранной уже на американской сцене в театре Александра Журбина «Блуждающие звёзды», стала роль царя Лаэрта в спектакле «Пенелопа», а далее в театре Владимира Чернядева «Подиум» роль маркиза в спектакле «Трактирщика» по пьесе К. Гольдони и роль царя в спектакле «Василиса Прекрасная». Его подлинный успех в этих спектаклях тотчас же отразился приглашением режиссёром «русского» телевидения Игорем Афанасьевым на главную роль в съёмке двадцати- серийного документально-художественного телефильма «Я присягаю на верность флагу США». Именно в этот период времени у него возникла идея воплощения мечты многих представителей нашей общины — создания народного театра.
В своей книге «Мечта, воплощенная в жизнь» Семён Аулов пишет: «Меня охватывает волнение, радость и гордость, когда я пишу эти строчки. Эти смешанные чувства вызваны тем, что когда-то в конце тридцатых годов у моего маленького по численности, но талантливого народа — бухарских евреев, с древних времён обосновавшихся на территории Средней Азии, отняли, может, самое дорогое в их жизни, — закрыли театры, газеты, школы… Расчёт был совершенно очевидным. Без самобытной национальной культуры и искусства, народ, казалось бы, обречён, раствориться среди других народов. Но этим далёко идущим планам не суждено было свершиться. С тех пор прошло более 50 лет, и здесь, в Америке, в Нью-Йорке, осуществилась давняя мечта бухарских евреев — был создан народный театр «Возрождение», которому исполнилось 18 лет, и я с гордостью могу назвать себя его создателем». Конечно, было много проблем, когда в условиях иммиграции нет стационарного помещения, профессиональных актёров и режиссёров (к тому времени вышеназванные театры в Нью-Йорке уже закрылись из-за финансовых затруднений, отсутствия материальной базы и своей национальной драматургии). Идея рождения нового творческого коллектива осуществилась благодаря сильному желанию энтузиастов и самого Семёна Аулова, которые делали всё возможное, чтобы искусство изображения драматических, комедийных и даже музыкальных произведений бухарско-еврейского этноса и других народов мира на подмостках сцены Квинса стало реальностью для любителей театрального искусства
Это объясняется ещё и тем, что в бухарско-еврейской общине Квинса очень много одарённых людей, проникнутых подъёмом своих творческих сил. Здесь уже делаются новые акценты на демонстрацию самобытного потенциала молодых энтузиастов, влюблённых в театральное искусство. И хоть эти энтузиасты люди разных профессий, казалось бы, совсем неподходящих по своему профилю к реализации этой идеи, как учителя, медицинские работники, программисты, музыканты и т.д., с детства любившие петь, танцевать, декламировать стихи, хотели осуществить свою заветную мечту. И им это удалось с помощью удивительно энергичного 70-летнего Семёна Аулова. Сам Мастер говорил, что у любого человека заложены артистические способности, их только надо распознать и дать возможность реализоваться. Он сумел совместными усилиями создать творческую мастерскую, в которой воспитывались не только актёрские кадры, но и свои драматурги. Приведу несколько примеров — в спектакле «День матери» Б. Сулейманова он смог раскрыть талант Эллы Бангиевой (педагог по образованию), которая в немногословной роли матери правильно выбрала точку поведения в «зоне молчания» — это требовало большого актёрского мастерства. С.Аулов смог реализовать талант профессионального музыканта Эфраима Гавриэлова, который не только написал музыку к нескольким спектаклям, поставленных на сцене Квинса, но и открыть дар перевоплощения как актёра. Особенно это отразилось в спектакле «Ханума» где он красочно исполнял роль князя Пантиашвили. Прекрасно удался как актёр и Лазарь Исакбаев, исполнявший роль Акопа в «Хануме». Он усвоил актёрскую школу Семёна Аулова, суть которой заключалась в том, чтобы смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и воздействовать. И таких актёров-любителей немало, взять, к примеру, Розу Бабекову, заявившую себя не только как автор пьесы «Страховка», многих миниатюр и монологов, исполнявшая их в концертных программах, но и как одарённая актриса, особенно в роли Ханумы в одноимённой пьесе. Это отразилось и в перевоплощении эстрадной певицы Тамары Катаевой, которая с блеском сыграла ключевую роль в музыкальной комедии «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова, и Рафаэля Кайкова, превосходно сыгравшего роль купца Микича в спектакле «Ханума», и многих других. К достоинству Семёна Борисовича можно причислить и создание молодёжной студии при театре, где уже себя реализовали такие молодые артисты, как Злата Акилова, исполнявшая роль гувернантки в поставленной пьесе «Размазня» А.Чехова, и молодого актёра в роли хозяина Даниэла Завулунова. За 18 лет Семён Аулов смог воспитать плеяду хороших артистов — более 30 человек. Среди них Любовь Исакова, Мира Аранбаева, Уриэль Давыдов, Слава Исакбаев и многие другие талантливые исполнители. Конечно, большую лепту в организации всего творческого процесса внесла и его супруга, надёжный помощник Алла Аулова.
Основателем театра «Возрождение» только в Нью-Йорке были поставлены 14 спектаклей и 4 концертные программы (2002, 2003, 2005, 2009 гг.). Это спектакль «Сватовство» Любы Пилосовой (1994), «Ташкент-Нью-Йорк» Нисона Софиева (1995), «Это вам Америка» Леви Якубова (1997), «Ариджон, не бойся!» Нисона Софиева (1998), «Бунт невесток» Саида Ахмада (1999), «Страховка» Розы Бабековой (2001), «День матери» Бориса Сулейманова (2001), «Ханума» А. Цагарели (2002), «Зулайхо» Нисона Софиева (2004), «Амнун и Томор» Ахарона Шаламаева (2005), «Свадебный вечер» Нисона Софиева (2006), «Шедевр на полотне» Галины Слуцки (2007), «Скряга» Э. Гавриэлова (2009), «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова (2012). Им же и многими спонсорами общины совместно с Конгрессом бухарских евреев США и Канады были организованы поездки в Австрию (Вена) и по городам Израиля (Холон, Рамли, Иерусалим). Публика с восторгом принимала блистательную игру артистов, радуясь тому стремительному накалу, с каким артисты исполняли свои роли. Здесь сказывалась огромная работа самого режиссера Семёна Аулова с артистами. От его художественного видения, мастерства, умения приводить актёров в действие, заставив поверить в себя, зависело многое. Можно только восхищаться тем мужеством и смелостью, когда он в возрасте 70 лет на совершенно чужой земле без знания законов новой страны и языка создал свой театр, продолжая воплощать в жизнь шедевры мировой классики и культурного наследия бухарских евреев до самой смерти в возрасте 88 лет. Многое было им пережито и переосмыслено. На протяжении всего творческого процесса коллектив театра «Возрождение» в лице его единомышленников фактически стал второй семьей для него. Семён Борисович Аулов оставил после себя большое наследие — театр «Возрождение», названный ещё при жизни его именем, и продолжателя его театральной династии в лице своего сына Владимира Аулова, который является режиссером многих постановок в театрах России. Дело его не забыто и оно продолжается. Когда готовился материал к публикации, артисты этого театра спешили на репетицию запланированной концертной программы и спектакля. Имя Семена Борисовича не забыто и будет вечно в наших сердцах. Семён Аулов был думающим режиссером, человеком, повидавшим жизнь и войну, который столкнулся с разными политическими, социальными и жизненными перипетиями. Поражает его умение перевоплощаться в роль героя, умение жить судьбой героя. Особенно восхищали в нём его задор и жизнелюбие, открытое расположение к людям, большой интерес к жизни и любовь к творчеству.
Семёну Борисовичу Аулову в 1983 году было присвоено почётное звание Заслуженного артиста Узбекистана, он кавалер ордена Отечественной войны II степени, имеет медаль Почёта острова Эллис (1998), и др. Мэром Нью-Йорка М.Блумбергом он был награждён «Прокламацией», где мэр поздравил Семёна Аулова с 85-летием и 15-летием театра «Возрождение» и провозгласил 16 мая 2010 года — «Днём театра «Возрождение», а 108 улицу Квинса — Бродвеем бухарских евреев. Были получены им награды от губернатора штата Нью-Йорк Джорджа Патаки, от Президента Всемирного Конгресса бухарских евреев Леви Леваева и Президента Конгресса Бухарских Евреев США и Канады Бориса Кандова и др. В 2004 году он был признан «Человеком года» американской газетой «Форверст».
В 2005 году к 10-летию театра «Возрождение» Семёном Ауловым была выпущена красочно оформленная книга «Мечта, воплощённая в жизнь». А уже к 15-летию театра и 85-летию его основателя Семёна Аулова в 2009 году — красочная брошюра «Цель жизни — творчество».
Провожали в последний путь Семена Борисовича Аулова под аплодисменты. Без этого человека не смогла бы реализоваться мечта многих людей нашей общины.
Людмила ПАЛТИЕЛОВА
Фото автора