ПОЧЕМУ РОБОТЫ НЕ ВНЕДРИЛИСЬ В НАШУ ЖИЗНЬ ТАК, КАК ПРЕДСКАЗЫВАЛИ ФАНТАСТЫ И КИБЕРНЕТИКИ?
Cергей Ястржембский, философ. Нью-Йорк (США)
Робот, или искусственная копия человека, имеет целью заменить человека в механических, технологических операциях, на которые у человека не хватает времени. То есть, передавая роботу на исполнение, часть своих технических задач, человек стремится освободить время для творчества, не свойственного роботу.
В современном мире, где существует огромное количество людей, не занятых в процессах производства (безработица) необходимость создания искусственных помощников еще не возникла объективно. Пока можно на работах, требующих минимального интеллекта использовать свободные человеческие руки, применение роботов объективно не оправдано.
Поэтому создаваемые сейчас роботы играют роль забавной игрушки и не становятся целью промышленности.
Сергей Асриянц, журналист, музыкант. Москва (Россия)
Сказано — мы созданы «по образу и подобию». Результат эксперимента, прямо скажем, неудовлетворительный. Не понимая этого, мы почли себя «венцом творения», и примеряя Его одежды, пытаемся создать себе подобных. Но не для эстетического наслаждения, а для практических нужд. А поговорить!
Виталий Щигельский, писатель, журналист. Санкт-Петербург (Россия)
Все хорошие фантасты, даже если они пишут антиутопии, — гуманисты. Реальность куда менее человечна.
Люди дешевле, люди технологичней, люди проще в контроле и управлении. И главное — люди не умеют распоряжаться свободным временем. Я представить боюсь, что произойдет, если человека освободить от рутинной работы. Все семь миллиардов ломанутся на Куршавель либо отправятся в Мексику наблюдать конец света.
Тут-то он (конец) и наступит.
Валерия Ибраева, арткритик, куратор. Алматы (Казахстан)
Они внедрились. И нами уже управляют. В частности, требуют отослать запросы о дате дня рождения моим друзьям на фейсбуке.
Михаил Кагарлицкий, писатель, журналист. Тель-Авив (Израиль)
Только по одной причине: дешевая рабочая сила выгоднее самого плохенького робота. Но с другой стороны, если принимать компьютеры за роботов (что вполне адекватно), то они иногда чрезмерно вовлечены в нашу жизнь, причем без учета всех трех законов робототехники.
Антон Гейн, писатель. Уолнат-Крик (США)
Потому что человечество не обладает теми свойствами, которые ему приписывают фантасты. Им все кажется, что человек вот-вот наплодит себе сметливых механических помощников и рванет осваивать космос. А человек придумал себе Интернет и торчит в соцсетях, не вставая с дивана. И вообще, какие могут быть роботы при такой безработице?
Игорь Мусолин, писатель. Санкт-Петербург (Россия)
Внедрились!
И то, что мы этого не замечаем — доказывает, как филигранно и виртуозно они это сделали. Посмотрите внимательно на себя и окружающих Вас людей — ничего не замечаете?
Лилиана Блуштейн, журналист, фотокорреспондент. Амбуаз (Франция)
Внедрились, но не в таким виде, как у Айзека Азимова. Искусственный разум не может быть разумом.
Николай Романов, журналист. Вашингтон (США)
Роботы не внедрились так, потому что их не так представляли. Фантасты считали, что роботы обязательно будут похожи на человека. Судя по всему, антропоморфоность — далеко не основное направление развития роботехники. И давайте подождем пару десятков лет: уже есть роботизированные заводы, роботы проводят хирургические операции, ищут сокровища, воюют с террористами — короче, все только начинается.
Владимир Брисов, член Союза писателей России. Москва (Россия)
Из-за высокой конкуренции рабского труда людей. Многие земляне работают, как роботы, всю жизнь, даже не требуя ремонта собственной плоти за счёт РОБОТОДАТЕЛЯ. Зачем фараонам дорогие роботы? Для их эксплуатации нужны учёные, программисты, сложная ремонтная база, добыча металлов, производство сплавов и т.д. и т.п., если рабы строят пирамиду бесплатно, «по зову сердца» и под ударом примитивного кнута. Всё, как с нефтью, вытягиваемой из недр земных. Так же и жизненную энергию вытягивают из человеческих тел. И то, и другое пока дешевле альтернативных источников.
Наталья Пелевина, писатель, драматург. Москва (Россия)
Роботы не внедрились, потому что людям по-прежнему нравится многое делать своими руками и телом. И, еще, душа всегда победит холодный металл.
Евгений Якубович, писатель, публицист. Тель-Авив (Израиль)
В качестве ответа на вопрос я хочу привести фрагмент из своего романа «Кодекс джиннов».
«…Поблескивающие металлом человекоподобные роботы как две капли воды походили на когда-то производимых на Земле. Живьем Коля их уже не застал, но неоднократно видел изображения в книгах и в исторических фильмах.
В свое время развитие компьютерных технологий на Земле неизбежно привело к появлению таких вот роботов, созданных по образцу и подобию человека. Однако быстро выяснилось, что практического применения для них нет. Причина была тривиальной и заключалась в следующем.
Когда-то на заре глобальной автоматизации, казалось, что все будет очень просто. Надо лишь заменить на производстве людей роботами, и проблема автоматизации будет решена раз и навсегда.
Однако, если к обычному станку вместо человека-рабочего поставить робота, то выигрыш окажется весьма сомнительным. Возможно, робот станет работать немного быстрее и качественнее. Но, в принципе, это будут все те же детали, которые квалифицированный рабочий сделает значительно дешевле, чем сложный сверхдорогой универсальный робот.
Бригада роботов-грузчиков, таскающих на металлических плечах мешки и ящики, никак не может конкурировать с одной единственной лентой конвейера. Особенно когда в конце этой ленты груз принимают компьютеризированные грузовики с собственными манипуляторами.
Но главное заключалось в том, что само производство стало таким, что человеческим рукам — настоящим или искусственным — в цеху больше нечего делать. Они не могут ни собрать крошечный механизм на микросхемах, ни установить многотонную деталь на станину.
Да и в производстве традиционных изделий, таких как одежда, обувь или мебель, технологии давным-давно изменились. Все это производится на полностью автоматизированных линиях, где для человеческих рук не осталось никакой физической работы. Роль человека свелась к дизайну новых образцов и контролю за производством. Фактически такая линия есть ни что иное, как один большой робот. Но не простой, а узкоспециализированный.
Работа в труднодоступных и опасных местах всегда считалась уделом роботов. Но и там, именно в силу их недоступности для человека, применяют специализированных роботов, мало похожих на андроидов. Для пустынь и болот нужны не ноги, а колеса или гусеницы; в места, где требуется сила и сноровка отправляются шестирукие многотонные монстры, а им помогают небольшие юркие роботы размером с кроликов.
Таким образом, для человекоподобных роботов оставалась последняя ниша – домашнее хозяйство. Но и здесь они не нашли себе применения. Домашней хозяйке удобнее бросить грязную одежду в стиральную машину, задать режим работы и отправиться по своим делам. К ее возвращению машина выстирает, высушит и выгладит всю одежду. А наиболее продвинутая модель, соединенная с платяным шкафом, еще и разложит чистое белье по полочкам и развесит на вешалках. Можно, конечно, вместо этого завести себе робота, который будет стирать белье в тазике, потом развесит его сушиться на веревке, протянутой через балкон, а потом разложит стиральную доску и станет утюгом гладить рубашки и брюки.
Или можно поставить такого робота на кухню. Он станет по вашей команде доставать продукты их холодильника, разделывать их на кухонном столе, потом варить или жарить на плите. А потом еще и вымоет грязные кастрюли и сковородки. Приятная перспектива для того, кто не знает других технологий.
Однако современная кухонная машина устроена так, что хозяйке достаточно только набрать меню на клавиатуре. Дальше кухонный комбайн сам закажет и примет по линии доставки необходимые продукты, разделает и приготовит их к заданному времени. И выдаст еду порционно, аккуратно разложенную на тарелочках, с учетом личных вкусов членов семьи.
Робот-пылесос с множеством специализированных приставок уберет квартиру быстрее и чище, чем андроид, вооруженный веником и тряпкой. Не говоря уже о том, что человекообразный робот стоит дороже всех домашних приборов вместе взятых, он, как и на производстве, просто работает хуже каждого из специализированных механизмов. Именно потому, что каждый из них, хоть и предназначен для какого-то одного вида деятельности, зато выполняет свои обязанности качественнее и быстрее, чем это сделает универсальный робот.
Человекоподобный неспециализированный робот может все, и в то же время он не может ничего. В любой области он проигрывает специализированному механизму. Да, конечно, ни пылесос, ни стиральная машина не могут ходить на двух ногах. Они не могут танцевать, декламировать стихи и вручать букеты.
Но ведь от них этого и не требуется. А танцевать и дарить цветы женщинам мужчины во все времена предпочитают сами.
В конце концов, для человекоподобных роботов все же нашлась своя ниша. Их стали использовать в качестве лакеев-дворецких в состоятельных домах. Проку от таких слуг было немного. Их покупали главным образом для того, чтобы произвести впечатление на соседей, подчеркнуть свою состоятельность и принадлежность к касте избранных.
Вскоре прошла и эта мода. Человекоподобные роботы так и остались несоразмерно дорогими игрушками. Их производство прекратилось, так толком и не начавшись.
Негативное отношение к универсальным человекоподобным роботам сформулировал журналист одной популярной газеты. Выглядело определение следующим образом: «Если вы собрались принять ванну, то в принципе можно отправить робота таскать воду ведрами из колодца. Но проще открыть кран и наполнить ванну водой из водопровода». Эта фраза стала последним камнем на их могиле…»