Произведения сестёр Бронте признаны классикой английской литературы
«… путь оказался коротким, несмотря на это они возвышены славой»
Мэтью Арнольд
Наличие в семье одного талантливого ребёнка — большая редкость. У Патрика Бронте и его жены, Марии Бренуэлл, их оказалось четверо: дочери — Шарлотта, Эмили, Энн и сын — Патрик Бренуэлл. Кто знает? Если бы старшие дочери, Мария и Элизабет, успели проявить себя, то их могло бы быть шестеро, но они умерли в раннем возрасте от туберкулёза. Трагически закончилась и жизнь сына, оставившего сравнительно немногочисленные, но убедительные свидетельства своих исключительных способностей в области живописи и литературы. Лишь трём сёстрам удалось реализовать себя: они стали известными писательницами. Но преждевременная смерть не позволила им полностью раскрыть свой талант: от туберкулёза умерли Эмили в 30 лет и Энн в 29, а Шарлотта умерла от осложнённой беременности в 39.
Каждой из сестёр принадлежит свой вклад в развитие литературы Англии. Он оказался настолько значительным, что на мраморной плите в «Уголке поэтов» Вестминстерского Аббатства в Лондоне художником Ником Боардом выгравированы их имена, даты рождения и смерти, а сопроводительная надпись гласит: «WITH COURAGE TO ENDURE». Этим актом увековечена память о Шарлотте, Эмили и Энн Бронте, произведения которых причислены к классике английской литературы. То, что мраморную плиту поместили в мемориальном комплексе, основанном ещё в 15 веке захоронением поэта Д.Чосера, особенно важно, т.к. он посвящён поэтам, писателям, актёрам, композиторам и художникам, своим творчеством прославивших Англию. «Уголок поэтов» насчитывает в настоящее время не менее 120 могил и памятников.
Даже для тех, кому мало-мальски знакома биография семьи Бронте, остаётся неясным как сёстры, выросшие в тяжелейших условиях быта, вдали от очагов культуры, литературы и искусства, в конечном итоге смогли достичь такого феноменального успеха. Попытаемся разобраться в этом.
Городок Хоуорт (Йоркшир, Англия), в котором они провели своё детство, насчитывал всего 5000 жителей. По тем меркам это была глухомань, куда новости из внешнего мира доходили лишь посредством газет. Патрик Бронте с семьей обосновался в доме, расположенном во дворе церкви, в которой служил в качестве приходского священника. Мать умерла вскоре после рождения последнего ребёнка. На плечи отца легла тяжёлой ношей забота о многочисленном потомстве. Зарабатывал он мало. И был вынужден отдать Марию, Элизабет, Эмили и Шарлотту в пансион, в котором дети, как он надеялся, получили бы должное воспитание и начальное образование. Однако пансион не оправдал его надежд. Воспитанницы этого учреждения не только голодали, с ними жестоко и даже садистки обращались, одевали в однотонную тёмного цвета одежду. Пуританское воспитание отягощалось несоблюдением элементарных санитарно-гигиенических норм, в связи с чем дети, наряду с другими заболеваниями, инфицировались палочкой Коха.
Жаловаться они боялись, страшась наказания. Многое из того, что пришлось перенести сёстрам в этом страшном заведении отражено в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Здесь заразилась туберкулёзом и вскоре умерла одна из старших сестёр, а затем, вслед за ней, вторая. Нагрянувшая беда послужила причиной тому, что отец забрал из пансиона Эмили и Шарлотту. Младшая дочь, Энн, и сын избежали обучения в этой школе. Отец воспитывал и учил Бренуэлла сам. В результате сын получил классическое образование, не посещая ни одного учебного заведения. А что же сёстры? Они отличались от жителей города, придерживающихся кельтских традиций, разговорчивых, общительных, приземлённых и практичных. Дети, впитавшие в себя ирландские традиции, рано лишившиеся матери, так или иначе испытали на себе влияние нового для себя окружения. Наряду с ирландским языком, они также говорили на йоркширском диалекте. Но у Шарлотты, например, надолго сохранился ирландский акцент.
Внешне и по характеру сёстры не были похожи друг на друга. Так, например, Эмили была строга и сдержанна в проявлении своих чувств и намерений, Энн — набожной и смиренной, Шарлотта — более решительной и инициативной, чем её сёстры, находящейся всегда в борьбе между строгой нравственностью и сильно выраженной сексуальной направленностью. Но при всём разнообразии характеров их объединяло одиночество, формированию которого способствовало не только отсутствие сверстников из числа родствеников или соседей с кем они могли бы проводить время на равных, но также грандиозная по своим масштабам, унылая чёрная вересковая пустошь — природная принадлежность этой местности.
Не доставляла им радости и панорама могильных плит кладбища, находящегося на территории церкви. Этот угнетающий психику вид представал перед ними каждый раз из окна дома, в котором они жили. Установившаяся отрицательная атмосфера домашнего быта, которым управляла после смерти матери её родная сестра, также отравляла их детство. Тётя не только не заменила им мать, она проявляла по отношению к ним чёрствость и равнодушие. И дети не любили её.
Как это ни покажется парадоксальным, одиночество оказалось мощным фактором, сформировавшим их желание изложить в литературной форме фантазии на тему воображаемого ими ареального мира. Однако это было не единственной причиной, приведшей их к занятию литературным творчеством. Мимо внимания детей не могли ускользнуть ни образованность, ни начитанность матери и отца. Судя по письмам матери, она, несомненно, обладала чувством юмора и литературным даром.
Что же касается отца, то он не только увлекался поэзией и прозой, но и сам сочинял, занимался переводами. Дети с любопытством разглядывали книги со стихотворениями и рассказами, написанными их отцом. Они испытывали особенное чувство гордости, рассматривая в книжных шкафах титульные листы опубликованных произведений родителя, на которых красовались имя и фамилия автора — «Патрик Бронте». Ежедневное чтение книг из библиотеки отца пополняло их знания, стимулировало любознательность. Уже тогда у них появилась мечта увидеть свои будущие произведения в опубликованном виде.
Шестилетнее совместное проживание после возвращения Эмили и Шарлотты из пансиона оказалось чрезвычайно важным периодом, в течение которого формировалась жизнь всех юных Бронте. Преодолевая стереотипность времяпрепровождения, дети скитались по местности, заросшей вереском. Любя и лелея собственных собак, они оказывали необходимую помощь любому живому существу, будь оно животным или птицей. И если это было необходимо, выхаживали их до полного выздоровления. Но что оказалось наиболее любопытным, в эти годы началось творчество дочерей и сына Патрика Бронте.
Начитанные, любознательные, наделённые тонким ассоциативным умом, склонные к созданию особого виртуального внутреннего мира, они словно ожидали повода проявить, свои творческие возможности. Это может показаться удивительным, но в качестве такового оказались оловянные солдатики. Даже для отца было неожиданным, что его подарок, обнаруженный детьми утром после пробуждения, произведёт на них такое сильное впечатление. Каждый из них выбрал для себя понравившегося солдатика. Для них были придуманы имена, названия королевств, которыми они владели. И их жизнь, стараниями юных авторов, сопровождалась приключениями, сражениями, войнами, в которых частично были задействованы реальные события. Так, например, солдатик Бренуэлла был назван Бонапартом.
В его рассказах, не имевших конца, осуществлялись войны, в основу которых были положены кампании Наполеона. Им же создавались карты сражений. В написанных от руки журналах нашли отражение рассказы брата и совместные его с Шарлоттой описания вымышленной страны Энгрии…, иллюстрации к ним выполнены Бренуэллом. Но есть свидетельства тому, что в этот же период сёстры начали писать пьесы, стихи и рисовать. При этом их брат, проявлял особенные способности к живописи, правда так и не завершившиеся успехом. Провалившаяся выставка его картин, неудачи с устройством на работу, несостоявшаяся любовь,— всё это заглушалось выпивкой и приёмом наркотиков. Вернувшись домой, он создал невыносимую обстановку для домочадцев и скончался от белой горячки. Ему было всего 30 лет.
Иначе прошли свой жизненный путь сёстры. В разные временные промежутки они получили образование в одном и том же престижном пансионе сестёр Вулер, что дало им возможность работать гувернантками, а Шарлотте даже преподавать. По признанию Шарлотты, пребывание в пансионе было самым счастливым периодом её жизни. Она, а позже Энн, блестяще закончили это учебное заведение. Для изучения французского языка в пансионате Эгера отец отправил Шарлотту и Эмили в Бельгию. Здесь Шарлотта преподавала также английский язык. Эмили оставила пансионат раньше, а Шарлотта, влюбившись в Эгера, женатого человека, во избежание скандала, вынуждена была вернуться домой.
В середине 40-х годов жизнь сестёр стала особенно невыносима из-за всё ухудшающегося состояния здоровья Бренуэлла и связанного с этим изменений в его психике и поведении. Совпавшая с этой тяжёлой ситуацией любовная драма Шарлотты, смерть священника, близкого их отцу и им человека, скорбь о безвременно ушедших брате, сестрах, матери,— усугубила настолько атмосферу в доме, что жизнь сестёр сделалась пустой, беспросветной, безрадостной. Случайное обнаружение Шарлоттой стихотворений Эмили, послужило счастливым поводом для выхода из создавшегося положения: сёстры решили объединить свои творческие усилия, Они решили опубликовать свою поэзию под мужским псевдонимом Каррер, Эллис и Эктон Белл. И эта книга была издана. Но в дальнейшем они стали работать раздельно.
Для Эмили основным её достижением стал роман «Грозовой перевал», к сожалению, изданный и ставший известным после смерти автора. Не лишне упомянуть при этом, что этот роман, спустя более чем 150 лет после его появления, ещё более высоко оценивается критиками и приравнивается к наиболее значимым произведениям английской литературы 19 века. «Грозовой перевал» Эмили Бронте экранизирован и фильм доступен для просмотра.
Третья сестра, Энн, стала популярной после выхода в свет романа «Агнес Грей». Ей же принадлежит менее известное читателям произведение «Незнакомка из Уайлдерелл Холла».
Отдавая должное творчеству Эмили и Энн, всё же надо признать, что только Шарлотте удалось достичь прижизненной славы. Написанные ею произведения для детей, поэзия, незаконченная повесть «Эйворт», романы «Учитель» («Профессор»; опубликован после смерти писательницы, также как и фрагмент её романа «Эмма»), «Шёрли», «Городок»…, остались мало известными. Однако её роман «Джейн Эйр», оказавшийся самым значительным в её творчестве, не только завоевал сердца читателей, но и вызвал благожелательную оценку критиков, и что самое главное остался востребованным до сих пор.
Любопытно, что он был закончен, когда автору исполнился 31 год, в возрасте, когда мало кому удалось бы описать с такой глубиной, пониманием и на таком высоком художественном уровне затронутые в романе проблемы. Шарлотта Бронте сумела предельно реалистично отразить в нём социальные аспекты и жизненные ситуации, доминирующие в Викторианскую эпоху. Важно, что автором, одним из первых в литературе, был провозглашён призыв к эмансипации женщин. Одна из сюжетных линий романа посвящена трагической истории любви и вдохновляющей на решительные поступки женской смелости. Не напрасно «Джейн Эйр» многие критики рассматривают в качестве манифеста за равноправие женщин. Как отмечают профессионалы, в нём просматривается связующая нить между романтическим искусством 19 века (П.Шелли, Дж.Байрон…), возникшим в 1830-1840-х годах критическим реализмом (У.Теккерей, Ч.Диккенс…) и художественным реализмом на новом этапе его развития во 2-ой половине 19 века (Дж. Мередит, Дж.Эллиот).
Значительный промежуток, отделяющий нас от времени создания «Джейн Эйр» не снизил интерес к этому произведению. Эта книга осталась настольной для многих поколений в разных странах мира, и замечательным памятником этому удивительному и талантливому человеку. К сюжету, оставшегося популярным до сих пор романа, не раз обращались кинематографисты. Фильм режиссёра Кэри Фукунага начал демонстрироваться на экранах в марте этого года.
Шарлотта, как и её сёстры, не отличалась крепким здоровьем. Проведя короткий срок в замужестве, она скончалась от осложнённой беременности 31 марта 1855 года. Её похоронили в фамильном склепе в Хоуорте, где она провела большую часть своей жизни. А в доме, где они жили, в настоящее время функционирует музей Бронте.
Виталий РОНИН