Рассказы о птицах для детей. Часть 2
ЛАСТОЧКА-КАСАТОЧКА
Ласточка – давний спутник человека. Она практически не боится людей и строит свои гнезда под карнизами домов, в сараях и даже внутри жилых помещений. Гнездо ласточки имеет вид открытого кошелька прилепленного к стене, поэтому нуждается в укрытии от дождя. Когда-то в далекие времена ласточки лепили свои гнезда под выступами скал, а сейчас гнездятся на человеческих постройках. Свои гнезда ласточки лепят из комочков грязи, скрепляя их липкой слюной. Такие гнезда, армированные травинками, очень прочные и могут служить их хозяевам несколько лет.
У многих народов считается, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит ее обитателям счастье и удачу. На Руси существует поверье: – «Если разорить гнездо ласточки, то коровы будут давать плохое молоко». В этом нет ничего удивительного. Ведь ласточка уничтожает огромное количество насекомых – комаров, мух, оводов, слепней, которые досаждают животным. За лето ласточки успевают дважды отложить яйца и вывести потомство. А в каждой кладке до 5-6 яиц. Чтобы прокормить такую ораву ласточкам приходится ловить огромное количество насекомых, большинство которых являются вредителями. За один день каждая ласточка до 300 раз посещает гнездо. Так что теперь понятно, почему корова будет давать мало молока, если разорить гнездо ласточек. Все эти кровососы разом накинутся на нее. Какое после этого молоко!
По полету ласточек судят о предполагаемой погоде. В теплый день ласточки летают высоко над землей, а в ненастье – почти у самой земли, легко увертываясь от препятствий. Очень часто ласточки сопровождают стадо коров, питаясь спугнутыми насекомыми. А все это очень просто можно объяснить. В теплую погоду воздух хорошо прогрет, и насекомые высоко поднимаются над землей, а ласточки – следом за ними. В холодную погоду насекомые держатся ближе к земле. Здесь их и ловят эти стремительные и маневренные птицы.
У деревенской ласточки хвост в виде вилочки, похожий на две косицы. За это ее и прозвали касаткой, или косаткой, как говорили и писали раньше. Люди любят ласточку за ее красоту, веселый щебет и неугомонный характер и, называя ее касаткой, имеют ввиду не длинные косицы, а совсем иное.
Благодаря ласточке это слово приобрело совсем иной смысл. Недаром хорошую девушку ласково зовут касаткой и совсем не за ее длинные косы.
Если бы человек и к другим птицам относился с такой же любовью и уважением, как к ласточке-касаточке, в нашем лексиконе, возможно, было бы значительно больше ласковых слов.
ЛЮБИТЕЛИ ШПРОТ
Я жил на биостанции в небольшом домике. Весь день работал в лаборатории, а к себе в комнату приходил только, чтобы поесть и поспать. Как-то обратил внимание, в мое отсутствие кто-то шарит по моим припасам.
«Неужели мыши?» – мелькнула мысль. Однако на происки грызунов что-то не похоже. По-видимому, кто-то другой хозяйничал в комнате во время моего отсутствия.
Как-то оставил на столе открытую консервную банку со шпротами. Возвращаюсь, а на столе рядом с банкой лежит скелетик рыбки. Мясо съедено, а косточки остались. На мышей не похоже: те такую рыбку съедают вместе с косточками.
Кто же это? Может быть птицы, ведь форточка в моей комнате чуть-чуть приоткрыта. И я решил выяснить, кто же это такой любитель шпротов выискался. Спрятался в шкаф и замер. Воришка не заставил себя долго ждать. В открытую форточку одна за другой влетели синицы и начали пировать. Ловко достали из банки рыбку и стали с ней аккуратно расправляться. Через несколько минут от рыбки одни только косточки остались. Вот так я и выяснил причину беспорядка в моей комнате.
Оказывается, синицы любят не только гусениц, семечки, сало, но и шпроты.
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
Во время студенческой практики нам предоставили жилье на чердаке лабораторного корпуса. Работы было много, и мы целыми днями пропадали в лаборатории. Возвращались в комнату поздно вечером, перед сном.
Уголок стекла был отбит, и через это отверстие в комнату залетали птицы – мухоловки, синицы, трясогузки, ласточки. Их привлекали крупные и жирные мухи, которые роем вились у закрытого окна. Мух в том году почему-то было много. Они скапливались у окна, жужжали, а догадаться вылететь наружу не могли.
Птиц никто не тревожил. Если они и заставали кого-то из нас в комнате, не особенно беспокоились. Садились и ждали, когда комната освободится, и можно будет продолжать лакомиться насекомыми.
Ласточки, чтобы далеко не летать за кормом, даже свили гнездо в нашей комнате. Мы впервые обратили на него внимание, когда оно было наполовину готово. Чтобы не беспокоить птиц, старались в комнате бывать еще реже. А если и приходили, делали вид, что не замечаем наших квартирантов. Ласточки тоже не обращали на нас внимания, продолжали усиленно заниматься строительством.
Наконец-то птицы достроили гнездо и приступили к насиживанию яиц. Прошло около двух недель, и из гнезда послышался писк, появились малыши – голые и слепые. Они постоянно спали, тесно прижавшись друг к другу. Однако стоило им услышать шум крыльев, как сразу же поднимали головки, широко раскрывали рты, и начинали громко кричать, требуя еды. Голодный птенец орет громче других и шире разевает рот. Мама знает, что его и надо кормить в первую очередь. Наестся птенец, опустит головку и спит до очередного прилета мамы и папы. Те с раннего утра и до позднего вечера трудятся, чтобы прокормить своих ненасытных деток.
Когда в комнате было много мух, ласточки здесь же их и ловили. Причем очень ловко это у них получалось. Подлетит птица к окну, повиснет в воздухе трепеща крыльями, и через несколько секунд – полный рот насекомых. Метнется к гнезду, накормит деток и опять за работу. А те только и делают, что спят и орут.
Стоило нам пройти мимо гнезда, как птенцы, принимая нас за родителей, поднимали крик. Они, глупенькие, в первую очередь реагировали на производимый нами шум.
Кто-то из ребят сжалился над птенцами и решил подкормить их. Рассуждения были вполне логичны. Птенцы постоянно орут, значит, родители не успевают их кормить. Поэтому ласточкам надо помочь.
Вооружившись энтомологическим сачком, наловили разных насекомых: бабочек, жуков, гусениц, стрекоз, кузнечиков. Чтобы птенцы начали брать корм, к пинцету приделали черный шарик, наподобие головки ласточки с бусинками черных, как у родителей, глаз. Однако из полдюжины птенцов только один оказался смелым и начал есть предлагаемый корм. Остальные испуганно затихали в гнезде.
Вначале мы радовались, что наш птенец быстро растет. Однако, как потом выяснилось, мы оказали ему медвежью услугу, которая его и погубила. За счет дополнительного корма он быстро рос, быстрее оперился и раньше вылетел из гнезда. Родителям приходилось разрываться – кормить птенцов в гнезде и следить за слетком.
Вылетевшие из гнезда птенцы первое время не могут обеспечить себя кормом, поэтому родители их подкармливают. Кроме того, надо учить их летать, ловить насекомых, прятаться от хищников. А здесь еще целый выводок в гнезде. Поэтому родители должны были принять какое-то решение, что они и сделали. Они не стали кормить первенца. Вскоре мы нашли его мертвым недалеко от нашего окна, из-за чего очень расстроились. Ведь в его смерти была значительная доля нашей вины.
Птенцы в гнезде должны развиваться равномерно, чтобы одновременно вылететь из гнезда. Тогда родители смогут следить за ними, подкармливать, учить всевозможным птичьим хитростям. А мы вмешались в этот процесс, что привело к гибели птенца.
НЕ КЛЮЙ ЧУЖОЙ ЯЧМЕНЬ
Мне как-то пришлось побывать на зерновом складе, где хранился ячмень. Оттуда его развозили на пивоваренные заводы. Возле таких мест всегда много птиц, которых привлекает рассыпанное зерно. Корм там имеется в достатке, поэтому никакие невзгоды птицам не страшны.
Зима в тот год была морозная, и возле склада я нашел большое количество мертвых воробьев. О том, что они отравились, не могло быть и речи, так как пищевое зерно ядами не обрабатывается. С другой стороны, множество других воробьев чувствовали себя прекрасно. Несмотря на холод, они весело чирикали, прыгали, ссорились, чаще всего без видимой причины. То есть занимались своими обычными воробьиными делами.
Я обратил внимание, у всех мертвых птиц были сильно раздуты зобики, что, по-видимому, послужило причиной их гибели. В чем причина такого мора птиц? Ответить на этот вопрос помог мне сторож этого склада.
Оказывается, ячмень, попав в зоб птиц, сильно разбухает, поэтому местные птицы едят его понемногу. Когда же наступают холода, из-за бескормицы на зерновой склад прилетает большое количество птиц из окрестных мест. Эти птицы, по-видимому, не знают коварного свойства ячменя. Наевшись с голодухи зерна, некоторые из них гибнут из-за повреждения зоба. Сторож сказал: «Гибнут в основном чужие птицы, своих я по облику знаю».
По его словам, это случается довольно часто, притом в сильные морозы и снегопады, когда на склад прилетает много чужих птиц. Так что наблюдательность сторожа помогла раскрыть причину гибели птиц.
СОРОЧЬЯ КРЕПОСТЬ
Кто не знает вездесущую сороку? Она привлекает внимание не только пестротой оперения, но и неугомонным стрекотанием. Где сорока, там и шум. Эта черта ее характера даже вошла в поговорку: «Болтлив, как сорока».
Сороку можно услышать везде, однако возле гнезда держится очень тихо, чтобы не выдать его хищникам. Само гнездо скрывает в густых ветвях дерева или кустарника. В отличие от гнезд многих птиц, оно у сороки сверху покрыто специальной крышей из веток, защищающей птенцов от хищников. Вход в гнездо находится сбоку.
В лесу сорока, как и все птицы, стоит гнезда из веток, а в городах – использует материал иного рода. В дело идут провода, куски металлической проволоки, а в качестве подстилки – тряпки, бумага, полиэтиленовая пленка. Если в гнезде есть шерсть, то исключительно собачья, других животных в городе найти трудно.
На одном из деревьев недалеко от велотрека в Крылатском нашел гнездо, изготовленное из кусков колючей проволоки. В гнезде не только основание, но и крыша были сделаны их этого «стратегического» материала. Не гнездо, а крепость. Оно находилось в трех метрах от земли, однако, думаю, никакой хищник не сможет добраться до его обитателей. Вот какая умница оказалась сорока.
ГНЕЗДО ВОРОНЫ
В студенческие годы один из моих друзей – аспирант-орнитолог попросил помочь ему в проведении научных исследований. Я тогда был студентом первого курса, и такое предложение льстило моему самолюбию. Тема его научной работы была связана с изучением гнездовий городских птиц – ворон, галок, сорок, грачей, воробьев и других крылатых москвичей.
С того времени прошло много лет. Совсем недавно, перебирая бумаги, нашел старые записи, которые показались мне довольно забавными. С некоторыми из них я и хочу познакомить читателя.
Как вам известно, в природных условиях птицы для строительства гнезд используют веточки деревьев, травинки, листья, лубяное волокно, глину и многое другое, все, что можно найти в лесу или в поле. Выстилают их пухом ивы, осины, шерстью диких животных, перьями. Такие гнезда встречаются не только в лесу, но и в парках, где нет недостатка в подобного рода стройматериалах.
А из чего птицы строят гнезда в городах, где не так уж много природного сырья? Зато на каждом шагу встречаются предметы хозяйственной деятельности человека. Оказывается, птицы в городах быстро приспособились к новым для них условиям – при строительстве гнезд используют имеющийся в наличии подручный материал. Все зависит от мест гнездовий.
В парках, к примеру, основную часть гнезда строят из веточек преобладающих пород деревьев – березы, ивы, осины. Переплетают их травинками или лубяным волокном. Такие гнезда очень прочные и служат хозяевам много лет. Мы попытались разобрать одно из таких гнезд, однако это удалось сделать лишь с помощью ножа и ножниц. Так что птицы очень серьезно относятся к строительству домиков для своих детей.
Вблизи заводов, свалок металлолома в гнездах встречаются техногенные предметы – алюминиевая, медная и железная проволока, куски пластика, резиновый шланг и даже металлическая стружка. Каркас некоторых гнезд практически полностью состоял из этого отнюдь не птичьего материала. Интересно, что куски проволоки были изогнуты, чтобы придать гнезду округлую форму. Одно из гнезд сороки, которое удалось найти, было даже изготовлено из кусков колючей проволоки. Мама-сорока может быть спокойна за своих малышей, никакой хищник не сможет добраться до них.
Такие гнезда вечные – могут служить не одному поколению птиц, если, конечно, кому-нибудь не придет в голову мысль сдать их в пункт приема цветных металлов.1)
Металлические предметы в таких гнездах переплетены не травинками, а материалом иного рода – изоляционной лентой, синтетической бечевкой и полиэтиленовой пленкой. В одном из гнезд, которое нашел совсем недавно, веточки были переплетены не травинками, как обычно, а кусками магнитофонной ленты.
Чем же выстилают птицы свои гнезда? Для этого чаще всего используют мягкие травинки, пух тополя, ивы, шерсть, перья. Однако, встречается и не совсем привычный материал, – обрывки бумаги, автобусные билетики, куски пленки, войлок, пакля, обтирочный материал, шерсть собак, нитки, стекловолокно и даже окурки, в основном «гильзы» папирос. По форме и размеру они больше всего походили на «беломор», который во времена моей молодости был наиболее популярен у курильщиков.
Нашли гнездо, в котором «перина» была набита волосами людей. Оказалось, в сотне метров от гнезда находилась парикмахерская, которая и обеспечивала птиц необходимым материалом. Одно из гнезд сороки было выстлано лоскутками яркой ткани. Каких только расцветок там не было. Когда разложили их, оказалось самое настоящее лоскутное одеяло. По-видимому, где-то рядом находилась пошивочная мастерская, которая выбрасывала в мусорный ящик эти лоскутки. А птицы использовали их по назначению.
В трещине между железобетонными блоками нашли гнездо воробья, в котором, вместе с травинками находилась вата. Мы пинцетом вытащили ее и взвесили. Оказалось, воробьи натаскали в свое жилище около двухсот граммов этого пушистого материала. Они забили ватой все пустое пространство ниши, оставив себе необходимую «кубатуру», которая соответствует их санитарным нормам.
Больше всего меня поразило старое гнездо вороны, которое птицы (по всей видимости, сороки) использовали в качестве складского помещения. Оно почти доверху было наполнено блестящими предметами. Чего только там не было – монеты разного достоинства, стеклышки, пуговицы, запонки, значки и другая мелочь.
Денег хватило на покупку мороженого. Не надо завидовать нашему счастью. В те времена на один рубль можно было купить до десяти брикетов мороженого. Так что птицы могли без особых усилий накопить такую сумму.
Из этой небольшой статьи видно, что птицы быстро приспосабливаются к городской жизни, при необходимости используют для строительства гнезд имеющийся в наличии подручный материал. Другого – ведь в городе нет.
______________________________________________________
1) В газете «Известия» (19.03.2001 г.) уже появилось сообщение, что в одном из сел Ульяновской области отмечены случаи разорения гнезд ворон и галок сборщиками цветных металлов.
БЕГЛЕЦ
На биостанцию для научных исследований привезли несколько пингвинов. Загородили сеткой небольшой пруд, куда и поместили их. Конечно, подмосковный прудик – это не океан, однако ничего лучшего не нашлось. Как говорится в известной пословице: – «На безрыбье и рак – рыба». Пруд зарос ряской и для купания пингвинов совершенно не был приспособлен. Однако птицы время от времени ныряли в него, а потом облепленные растениями стояли у ограды и тоскливо смотрели на людей. В таких условиях проводить эксперименты нельзя, поэтому птиц вскоре передали в зоопарк.
Однако за время их пребывания на биостанции произошел смешной случай. Кто-то забыл запереть дверцу изгороди, и пингвины разбежались. Одни остались на территории станции, где их быстро поймали, а двое – исчезли. Как потом выяснилось, они прямиком направились к реке и поплыли вниз по течению. Одна птица, доплыв до ближайшего населенного пункта, отправилась бродить по улицам, вызвав всеобщий переполох. Население деревни еще долго обсуждало этот случай, придумывали невероятные легенды о существах, обитающих на биостанции.
Другой пингвин продолжал плыть вниз по течению, предполагая, что река рано или поздно приведет его к морю. За много километров от биостанции его, наконец, поймали, попал в расставленные рыболовами сети.
Через несколько дней после побега пингвина привез милиционер. Птицу посадили в мотоциклетную коляску и пристегнули фартуком. Они въехали на территорию биостанции: за рулем мотоцикла сидел гордый милиционер, а рядом – понуро опустив голову – наш беглец.
СТАЯ
«В стае легче выжить» – гласит известная истина. Однако не все понимают, в чем это выражается. Говоря о стае чаще всего вспоминают, к примеру, волков, которые зимой сообща охотятся на крупных животных. Или птиц, осуществляющих стаями осенние и весенние перелеты. Однако, многие птицы, рыбы, некоторые копытные сбиваются в стаи не только для какой-то совместной деятельности, но и для защиты от нападения хищников.
Оказывается, объединенные в стаю животные менее уязвимы от нападения хищников, чем одиночные особи. Когда стая (или стадо) отдыхает, некоторые ее представители выполняют охранную функцию и заранее предупреждают остальных об опасности. Когда стая движется (к примеру, рыбы) хищнику не так просто ориентироваться среди мелькающих тел. Кроме того, хищнику необходимо быть предельно осторожным, чтобы на большой скорости не попасть в стаю и самому не получить повреждение.
Я как-то наблюдал захватывающее зрелище, как стая скворцов спасалась от нападения ястреба. Это было в августе, когда молодые птицы окрепли и вместе с взрослыми летали на кормежку. Мимо нашего лагеря время от времени пролетали небольшие стаи скворцов. Птицы в них летели на довольно большом расстоянии друг от друга. Вдруг откуда ни возьмись, появился ястреб. Птицы в стае в мгновение ока сбились в плотный комок и бросками из стороны в сторону стали уходить от преследования хищника. Несмотря на то, что скорость полета стаи резко возросла, птицы в ней выполняли все движения синхронно, как по команде.
Ястреб носился вокруг стаи, совершал резкие броски в ее сторону. Скорее всего, имитировал нападение, так как из такого плотного скопления тел не так-то просто выхватить птицу.
Наконец от стаи отбился один из скворцов, и тогда все внимание хищника переключилось на эту птицу. Он начал гоняться за ней, а стая с шумом нырнула в крону дерева и затихла.
Ястреб заставил отбившегося от стаи скворца подняться высоко в воздух подальше от спасительной земли, потом резким броском сшиб перепуганную насмерть птицу. Раздался предсмертный ее крик и воздух наполнился хлопьями падающих перьев. А спасшаяся стая молча наблюдала за происходящим.
Эта история с трагичным концом. Однако в другой ситуации стая скворцов выбрала иной способ защиты от нападения ястреба. Когда в воздухе находится стая ворон, скворцы при малейшей опасности «ныряют» в нее и продолжают свой путь без особых приключений. Ястреб кружится возле ворон, не решаясь, напасть на пичужек. А вороны недовольно каркали, как бы говоря этим: – «Отстань, надоел уже!»
Так что у птиц существуют разные способы защиты от нападения хищников.
Анатолий Павлович Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (aquaecotox@yandex.ru)