Рассказы о птицах для детей. Часть 3
ГУСЬ-ОБОЛЬСТИТЕЛЬ
Гуси в большинстве случаев создают стабильные и прочные пары, которые сохраняются достаточно долго, вплоть до гибели одного из супругов. Только после этого вдовец (или вдова) ищет себе другого партнера. Случается, оставшаяся одна птица коротает жизнь в одиночестве. Имеются сообщения, что некоторые гуси и лебеди после гибели супруги с горя и тоски кончают жизнь самоубийством. Это, конечно, легенда, а ее авторами, скорее всего, являются охотники. Убив выстрелом птицу и одновременно ранив другую, они двойное убийство превращают в романтичное самоубийство. Ведь раненая птица, в конечном счете, оказывается на земле, а как она там очутилась можно объяснять, кому как вздумается. Этой легендой они свой «грех» перекладывают на душу ни в чем неповинной птицы.
В обязанности самца входит охрана территории вблизи гнезда. Самка насиживает яйца, а самец всегда находится рядом, следит, чтобы хищник незаметно не подкрался к гнезду. Гуси очень чуткие птицы, издалека замечают врага, и громким криком предупреждают об этом окружающих. Это качество гусей хорошо известно. С ним даже связано предание, согласно которому гуси спасли «вечный город» от нападения галлов. В 390 году до нашей эры галлы напали на Рим. Жители укрылись в укрепленной части города Капитолии. Ночью все спали: охрана, сторожевые собаки, одни только гуси были начеку. Не успели воины взобраться на стену, как гуси почуяли их и подняли тревогу. С тех пор римляне в память этого дня ввели у себя праздник, посвященный гусям-спасителям города. А теперь представьте, как бдительно несет сторожевую вахту гусь, охраняющий супругу с будущими детьми.
Птица наиболее уязвима во время выклева гусят. Мой друг-орнитолог, изучавший белых гусей на острове Врангеля, рассказывал: в этот момент гусыня настолько поражена происходящим, что несколько минут находится в оцепенении. Она ни на что не реагирует и совершенно дикую птицу даже можно трогать руками.
Скептики усомнятся в полезности гуся в качестве защитника гнезда. Он, конечно, вряд ли сможет защитить супругу от посягательств песца, лисицы, волка или хищной птицы, однако, вовремя заметить врага и предупредить о его приближении – это уже полпобеды. А в эпизоде с Римом – это была настоящая победа.
Выводок охраняют обе птицы; один из родителей «ходит» за детьми, другой – тем временем оглядывает территорию. В «полной» семье, когда в наличии имеются оба родителя, вероятность сохранения выводка (или большей его части) значительно выше, чем в семье, где по какой-то причине остался только один гусь.
Несмотря на то, что большая часть семейных обязанностей лежит на гусыне, роль супруга в семье не номинальная. Поэтому к выбору мужа молодая гусыня и ее родители относятся очень серьезно. Семьи у гусей дружные, они не позволяют чужому гусю просто так, без проверки увести от родителей молодую птицу. Молодой гусь, прежде всего, должен «проявить» себя: показать свою надежность, силу, смелость, удаль и все, что требуется от жениха. Разве что, не требуют от него предъявления «счета в банке».
Гусь-жених долго плавает поблизости, гогочет, принимает гордые позы, распускает крылья, показывая, тем самым, какой он удалец. Чтобы показать себя храбрецом, он отгоняет от стаи не только соперников, но и всех обитателей водоема, оказавшихся поблизости. Этим он пытается показать, что способен защитить недосягаемую пока еще невесту.
Он должен не только понравиться невесте, но и убедить ее отца в своей надежности как хорошего защитника семейства. Жених старается, а молодая гусыня и ее семья приглядываются к нему, проверяют, на что он способен. Любовь любовью, а отдавать свою дочь неизвестно в чьи руки – это не по-птичьи. Кстати, у многих птиц и млекопитающих существует сложный ритуал ухаживания, цель которого – убедить невесту в своей надежности, способности защитить ее и детей.
После каждой «победы» над воображаемым противником жених с радостным гоготом плывет к своей избраннице, надеясь, что проверка уже закончилась. Однако ему не сразу удается завоевать ее сердце и тем более признание родителей. Отец строго следит за своей дочерью, не подпускает к ней женихов. Если кто-то из них посмел приблизиться к семье, он получает хорошую трепку и безжалостно изгоняется. «Кража» невест у гусей не практикуется.
Бывает, гусь очень долго добивается взаимности, так как ему не сразу удается доказать серьезность своих чувств. У гусей разводов не бывает, поэтому они так основательно относятся к образованию семейных пар.
Наконец гусыня-невеста сделала свой выбор. Она криком извещает всех, в том числе и родителей, об избраннике. Жених и невеста плывут навстречу друг другу, а стая гоготом поздравляет их со свадьбой. Союз двух сердец заключен. Длинные сборы, да короткая свадьба!
Гуси, в отличие от людей, не дают обета верности, обещания быть рядом в «радости и горести», однако серьезности их чувств можно только удивляться. Так что для всех нас есть достойный пример для подражания.
А теперь уже другая история, которая показывает, что и у этих степенных птиц возможен взрыв страстей и «визг» гормонов.
Ранней весной стая за стаей летела с теплого юга куда-то на север. Возможно, в Лапландию, как стая, когда-то возглавляемая почтенной Аккой Кебнекайсой. Стая пролетала российскую деревеньку, где на одном из дворов прогуливались степенные домашние гуси. Среди них выделялся красавец-гусь. В нем было столько дородства и достоинства, что все прохожие обращали на него внимание. А теперь представьте, что должно происходить с сердцами молодых гусынь? При одном его взгляде разбивались вдребезги.
Увидев гусей, стая сделала круг, приглашая их лететь вместе с ними на север: «Летите с нами, в Лапландию». Красавец-гусь знал себе цену и важно ответил им: «Больно надо, если хотите, сами оставайтесь с нами». Это когда-то «романтик» Мартин поддался на уговоры диких гусей и полетел с ними.
Стая сделала еще один круг и улетела. Стая улетела, а одна молодая гусыня осталась. Она влюбилась в красавца-гуся, и, несмотря на предостерегающие крики родных, осталась. Это была любовь с первого взгляда, а не со второго и тем более – третьего. Сколько времени может длиться полет стаи над двором?
Гусыня бросила стаю, родителей, гусиные традиции и, подчиняясь велению одного только сердца, и, забыв обо всем на свете, бросилась в объятия красавца. Несомненно, ее семья и друзья отговаривали ее от опрометчивого шага. А ее тайный вздыхатель (он у всех бывает), наверное, рвал на себе перья от отчаяния.
Молодая гусыня не послушалась родителей. Как это нам хорошо знакомо! Особенно тем, у кого есть дочери-невесты и юные сыновья. Гусыня осталась, хотя, наверное, понимала, что такой «прыжок в омут» вряд ли добром закончится. Однако в этот момент она не хотела ни о чем думать, тем более о последствиях. Ей было настолько хорошо, что думать о чем-то ином она не желала.
Была весна, воздух наполнен ароматами. Гусь был в расцвете сил, сердце его было открыто для романтичной любви, и она пришла… Первую ночь они провели в птичнике. Представьте, какое пламя должно было пылать в груди молодой гусыни, если дикая птица решилась войти в помещение.
Хозяева очень удивились, увидев лишнего гуся. Вначале они подумали, что это соседская птица забрела к ним. Только потом до них дошло, что это дикая гусыня.
Вторую ночь птица ночевала в пруду, недалеко от птичника. Там она дожидалась своего избранника. Гусыня не стала больше рисковать, ведь от человека всего можно ожидать. Соблазн воспользоваться плодами «дармовой дичи» может превысить морально-этические качества людей. Ведь им никакого нет дела до птичьей любви.
Так гусыня провела вместе с нашим красавцем неделю, а потом полетела туда, где ей предстояло вывести и воспитать потомство. Если, конечно, у нее это получится. Мужа этой весной она уже вряд ли сможет найти: лучшие «разобраны», а худшие – вряд ли способны на такое серьезное дело, как воспитание детей, тем более, чужих.
Красавец-любовник остался. Большего с него нечего ожидать. Летать он не мог. Это в сказке гусь Мартин смог улететь с дикой стаей, да и еще нести на себе проказника Нильса. На самом деле домашние гуси не летают. Сотню метров, которые они могут преодолеть на крыльях, – это не в счет.
Итог бурной любви – появление новой жизни. Гусыня, прилетев на север, сделала гнездо, выстлала его своим пухом и отложила с десяток яиц. Как и положено, она приступила к насиживанию их, а это не короткий срок – около месяца.
Находящаяся на гнезде птица беспомощна. Гуси, в отличие от других птиц, гнездятся открыто. Кроме того, наседка до последнего сидит на яйцах, плотно прижимаясь к земле и, пытаясь слиться с ней. А желающих полакомиться гусиным мясом и яйцами, всегда достаточно.
Если улыбнется ей счастье, и она выведет малышей, проблем не уменьшится. Гусят надо защищать, учить их, выискивать для них кормные места. Кроме того, надо отстаивать свои интересы среди соплеменников. Отец-гусь – большое подспорье в семье. Он всегда начеку, храбро защищает малышей от других птиц, а при появлении хищника отвлекает его внимание на себя. Тем самым дает им возможность успеть спрятаться.
Несмотря на заботу родителей, большая часть появившихся на свет малышей гибнет. У мамы-одиночки шансов выходить детей еще меньше. Так что у гусей любовь с первого взгляда чаще всего имеет печальные последствия.
ПОДМОСКОВНЫЕ СОЛОВЬИ
Курские соловьи у любителей птиц ценятся очень высоко. Недаром в народе о хорошем певце говорят: – «Поет, как курский соловей» или – «Заливается, как курский соловей». Однако мой друг, изучавший в течение многих лет певчих птиц, установил, первенство держат не курские, а подмосковные соловьи. У них песня богаче вариациями, длиннее и четче, чем у соловьев из других регионов России, в том числе и курских.
В чем причина? Это связано с тем, что соловьи в процессе жизни учатся петь, причем молодые обучаются пению у более старых и опытных птиц. Один хороший соловей, по мнению специалистов, может обучить пению многих птиц. В природе соловьиное искусство передается из поколения в поколение, если, конечно, в этот процесс не вмешается человек. Если в каком-то регионе выловить опытных певцов, то это, в конечном счете, скажется на качестве пения остальных птиц. Так что один и тот же соловей в зависимости от окружающих его «учителей» может петь совершенно по-разному.
В Москве с давних пор во многих домах держали певчих птиц, в том числе и соловьев, которых привозили из разных регионов страны. Спрос был настолько велик, что ловля и продажа певчих птиц считалась доходным ремеслом. В те времена существовал обычай весной выпускать птиц на волю. Чаще всего это происходило на Благовещение, 25 марта (или же 7 апреля по новому стилю). Так люди встречали приход весны.
Оказавшись на воле, многие соловьи обосновывались в Москве и ее окрестностях и … «обучали» пению местных птиц. Таким образом была сформирована московская соловьиная «школа».
СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КУРЫ
У многих из нас есть куры, однако, мало кто обращает внимание на их поведение. Обычно куриный интеллект ценят не очень высоко. Предполагают, основная забота кур – поесть, погрести лапками в земле и снести яичко.
Однако, если внимательно присмотреться к ним, выясняется, куры не такие уж глупые. Они быстро распознают человека, который их кормит. Стоит ему появиться, как куры со всех ног бегут к нему. Запоминают миску или ведро, в котором носят еду, время кормежки и многое другое.
Они распознают животных, с которыми часто общаются. Так, куры легко узнавали нашу кошку и не обращали на нее внимания, когда она бродила среди них. Однако, при появлении чужой кошки сразу же поднимали возбужденный крик.
Особенно интересно они охотятся за насекомыми – кобылками, кузнечиками и другой прыгающей живностью. При появлении кур насекомые обычно замирают в траве, а покровительственная окраска делает их незаметными. Когда же по траве идут люди или коровы, кобылки взлетают, чтобы не быть раздавленными. Насекомые не видят в крупных животных своих врагов и «рассекречивают» себя. Куры знают эту их особенность и при появлении людей сбегаются к ним. Бегут рядом с шагающим по траве человеком и склевывают отпрыгивающих насекомых.
Куры также могут склевывать насекомых непосредственно с животных и людей, причем делают это очень аккуратно. Один год было много комаров, которые никому житья не давали. Одним курам было раздолье. Когда корова отдыхала, они буквально бродили по ней, склевывали этих кровососов. Я подставлял курам облепленные комарами руки, лицо и они очень ловко расправлялись с ними. Во время этой процедуры ни разу не испытал на себе даже намека на удар клювом.
В природных условиях происходит то же самое. Птицы отлично разбираются в этих хитростях насекомых. Они часто усаживаются на спины пасущихся коров или овец и ждут, когда насекомые выскочат из-под копыт. Тогда и начинают с ними расправляться. Причем таких приемов у птиц довольно много. Одни стоят неподвижно среди пасущегося стада и склевывают пролетающих мимо насекомых. Другие «катаются» на животных, а третьи – летают среди них.
Так что домашние куры не такие уж глупые, как многим представляется. Они не совсем утратили природную «смекалку» и при необходимости могут пользоваться ею.
ГОРЛИЦА
Это было в Феодосии. Мы обедали на кухне, а через оконное стекло на нас смотрела горлица. Она свила гнездо на карнизе и насиживала яйца. В другие годы эти птицы устраивали гнезда на балконе в зарослях винограда. В этом году лоза засохла, и ее пришлось удалить. Поэтому горлице ничего не оставалось, как использовать оконный карниз в качестве опоры для гнезда.
Гнездо у горлицы незатейливо: набросает в развилку дерева немного веточек, добавит травинок, утопчет все и готово, можно приступать к откладке яиц. Никакой тебе подстилки, перышек и тем более пуха. Удивительно, как это яйца не проваливаются сквозь это «решето». Кстати, такие гнезда не только у горлиц, но и у других голубиных птиц, к отряду которых они относятся. Голуби, к примеру, строят простенькие гнезда в скалах или постройках людей, вяхирь (которого еще называют витютень) – в лесу, на деревьях. Один только лесной голубь-клинтух выбирает для этих целей дупла деревьев.
На оконном карнизе гнездо было еще проще – торчащие в разные стороны прутики, скорее всего, служили барьером, чтобы яйца не скатывались вниз. Роль подстилки выполнял металлический карниз. На первый взгляд казалось, что это временная постройка, которая в дальнейшем будет достраиваться. Однако, птицам это показалось достаточным, и они приступили к откладке яиц.
Прошло несколько дней и вскоре появилось беленькое яичко, потом второе и птицы приступили к насиживанию. Горлицы образуют прочные семейные пары и попеременно насиживают яйца; ни на минуту не оставляют их, чтобы те не успели остыть в продуваемом гнезде.
Самка сидела на яйцах, а из кроны ближайшего дерева раздавался своеобразный крик самца, который сообщал о своем присутствии и готовности подменить ее.
У голубиных птиц очень интересный процесс ухаживания. Самец, выставив грудь и распустив перья, топчется возле самки. Он ходит по кругу, кланяется ей, издает воркующие звуки, делает все, чтобы привлечь ее внимание. Вяхирь, к примеру, подносит своей подружке в качестве свадебного подарка желудь или орешек. Самка на ухаживание самца отвечает благосклонностью своеобразным образом. Она распускает крылья, опускает хвост и, подражая птенцу, выпрашивает у него корм. Самец или кормит самку, или же имитирует процесс кормления. А внешне кажется, что голуби целуются. Так что голубиный поцелуй имеет вполне практичный смысл.
Прошло около двух недель. Наконец появился птенец. Мы увидели, как из под горлицы-мамы вылезло голенькое, покрытое редким пухом, существо. У него была непропорционально большая голова с огромным клювом. У горлиц (и их ближайших родственников голубей) у основания клюва имеется прикрывающая ноздри восковица. Она придает клюву «горбатую» форму, что еще больше сказывается на внешнем облике малыша. Это был настоящий уродец. Это, конечно, с нашей точки зрения, а для родителей он был неописуемым красавцем.
Он засунул голову в рот мамы и затрясся от удовольствия. Он ел, по-видимому, первый раз в жизни. Мама помогала ему. Ее движения походили на те, которые бывают при сильной рвоте. Малыш поел, еще плотнее закрыл глаза, которые у него и так не открывались, зарылся в перышки, как в перину, и заснул. Мама распушила перья, чтобы малышу было теплее, и тоже задремала.
Птенец был один. Второго мы так и не увидели. Возможно, одно из яиц разбилось во время насиживания или его выкрала ворона, когда наседка отлучилась по своим делам. Все может быть.
С рождением птенцов у птиц-родителей появляется новая забота, – малышей надо хорошо кормить, чтобы быстро росли, были крепкими и здоровыми. Родители с раннего утра и до позднего вечера ловят мух и мошек, собирают гусениц и червей. Даже растительноядные птицы выкармливают своих детей насекомыми, ведь птенцам необходима высококалорийная пища.
Горлицы (как и все голубиные) в отличие от других птиц кормят птенцов «птичьим молоком». Оно образуется в зобу и представляет собой жирную творожистую массу, в состав которой входит все, что необходимо для развития малышей. Родители кормят птенцов таким «молоком» до двух недель, а потом уже переводят на растительную пищу – разбухшее в зобу зерно, семена и ягоды.
Каждая птица может прокормить только одного птенца, поэтому горлицы (а также все голубиные) откладывают только два яичка. На большее количество птенцов у них просто не хватит «молока». Наш птенец был один и получал его вволю. Птенцы обычно находятся в гнезде до одного месяца, а наш уже через три недели покинул родной оконный карниз, и пустился в странствия.
Я не оговорился относительно странствий. Горлицы являются хорошим примером процветания вида, его естественным стремлением к расселению и освоению новых территорий. Люди старшего поколения помнят, во времена их молодости горлицы не водились на территории нашей страны. Они начали появляться в Украине, Белоруссии, юге России всего 40-50 лет назад. До этого горлицы жили в Малой Азии и на Балканах. Примерно с 1930 года они отправились на освоение новых земель. Менее чем за 30 лет они заселили всю Европу, вплоть до Исландии, а потом отправились дальше на восток. Сейчас горлица является обычной птицей в Китае, Японии, Индии, в Юго-Восточной Азии. Пройдет немного времени и в Москве, Санкт-Петербурге, других городах средней полосы России мы сможем любоваться этой птицей. Тем более, что «разведчики» уже появляются там. Они будут напоминать нам о южном солнце и тепле.
Горлицы очень доверчивы и соседства с человеком не избегают. Не хотелось, чтобы такой чертой характера воспользовались люди. Необходимо сделать так, чтобы этих птиц миновала судьба ближайшего родственника – странствующего голубя. Когда-то миллиарды птиц населяли Северную Америку, а менее чем за 80 лет все они были уничтожены. И тогда не придется на месте гибели последней птицы устанавливать мемориальную доску, подобно той, которая уже имеется в штате Висконсин: «… Этот вид вымер из-за алчности и легкомыслия человека».
Анатолий Павлович Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (aquaecotox@yandex.ru)