СОЛДАТЫ — ОДИНОЧКИ АРМИИ ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ
Людмила ПАЛТИЕЛОВА
Совсем недавно в здании Совета Еврейских Организаций Нью-Йорка (JCRC) состоялась пресс-конференция с основателем и исполнителем Всеизраильской уникальной и независимой программы помощи солдатам-одиночкам Армии Обороны Израиля подполковником десантных парашютных войск, ныне резервистом и жителем кибуца, Цвикой Леви (Tzvika Levy). Эта программа поддерживается не только Армией Обороны Израиля, но и Всеизраильским кибуцным движением. Благодаря работе этой программы сотни солдат — выходцев из бывшего Союза и других стран приобрели дружеские семьи, ощутили заботу и доброе отношение к себе.
О работе программы, её особенностях, интересных эпизодах и судьбах солдат-одиночек, защитников Израиля, рассказал нам Цвика Леви. 25 лет офицер-десантник посвятил себя этому благородному делу. Его отец родом из Баку, также, как и Цвика Леви, был солдатом. В течение многих лет он работал в охранной организации Израиля, умер семь лет тому назад в возрасте 87 лет. Мать Цвики Леви родом из Польши. Вся её семья погибла в концлагерях Берхинау и Аушвице. Ей с братом чудом удалось спастись. Только некоторое время тому назад Цвики Леви с группой офицеров Израиля побывал в Польше и узнал об истории гибели своего деда и своей семьи. Ему 60 лет, у него четверо замечательных детей и три внука. Цвика Леви — боевой офицер, который прошёл через Шестидневную войну, Войну Судного дня и Первую Ливанскую, участвовал в спасении эфиопских евреев и в других военных операциях. Он как никто другой знает тяготы солдатской службы.
Армия обороны Израиля очень сильно отличается от других армий мира. Если, например, взять службу в Американской армии, то в основном она проходит на базах, где они все находятся в равных условиях. В Израильской армии свободные от службы солдаты едут домой по пятницам на Шаббат и в праздники, а солдатам-одиночкам деваться некуда, у них в Израиле нет ни семей, ни дома.
Кто же такие солдаты-одиночки? Это те солдаты, которые нуждаются в родительском тепле и добром слове. В Армии Обороны Израиля таких солдат более 4800 человек. 65 % из них люди нееврейской национальности. Немалый процент из общего количества солдат-одиночек составляют девушки. Более чем 2800 человек из них молодые люди, прибывшие из разных стран: Северной Америки (США, Мексика), Европы (Россия, Украина, Франция, Польша, Швеция), Малой Азии и даже с Аргентины, Бразилии, Эфиопии и т.д. Из них более 700 человек прибывших из Украины, а также Сибири, Кавказа, Санкт-Петербурга и Москвы. Остальные 2000 человек, хоть и являются репатриантами, но они — члены неполных семей с одним родителем, которые или больны, или находятся в местах заключения за правонарушения. Ещё и те, кто не хочет видеть детей от первого брака у себя дома, а также сироты. Присутствие ребят в этих семьях не желательно для них самих же. Всем этим людям нужна особая поддержка и понимание. Значительную помощь в этом и оказывает им подполковник Цвика Леви.
Неожиданный телефонный звонок от генерала армии в одну из пятниц, в канун Шаббата, не только встревожил, но и задел за живое Цвика Леви. Тот сказал: «Ты знаешь, что в это время на автобусной станции в Тель-Авиве сидят 12 солдат, выходцев из России и других стран, не знают, куда себя деть». Цвика Леви тут же отправился на своём вене из кибуца Ифат, расположенном на севере Израиля под Афулой, в Тель-Авив. Дорога туда была неблизкой. Хотя Шаббат уже начинался, он всё-таки не сменил своего решения найти этих солдат, которые нуждались в человеческом внимании. Увидев лежащих на картоне солдат, закусывающих питу, он содрогнулся. Домой Леви вернулся с шестью солдатами (так как в машине было только шесть мест) в 2 часа ночи. С женой Наоми и своими детьми он окружил солдат-одиночек вниманием и заботой. Его младшая дочка, увидев их, сказала: «Если вы встретили моего отца, с этого времени вы больше не одиноки».
С тех пор Цвика Леви занялся обустройством этих солдат в свободное от их службы время. За короткий срок он обустроил 700 молодых людей в 150 кибуцы. А также сделал всё возможное и невозможное, чтобы некоторые из них могли снять по низкой цене помещение за символическую плату 100 шекелей в месяц ($40). Помог приобрести холодильник, плиту, батарею для отопления и т.д. Жители кибуцев принимали ребят с огромной теплотой и уважением. Среди солдат-одиночек, сидящих за субботней трапезой, были и христиане, и евреи, и мусульмане, и всем им оказывалось достойное почтение и уважение, а те в свою очередь смотрели за ритуалами трапезы и благодарили своих гостеприимных хозяев. Многие из них были усыновлены и удочерены Цвикой Леви.
Один из них — очень серьезный парень Антон Царьков. Ему было 5 лет, когда умер его отец. Он готовился поступать в Академию Искусств Израиля. Когда он встретился с солдатами и поговорил с подполковником Цвикой Леви, то изменил своё решение и пошёл служить в десантные парашютные войска. Сейчас он самый лучший солдат в элитном подразделении. Антон Царьков не еврей, он христианин. Каждую субботу ходит в церковь. Перед уходом жена Цвика Леви Наоми делала бутерброды Антону. Пять дней назад он начал посещать трёхмесячные курсы прохождения Гиюра. После окончания этих курсов солдат-одиночек спрашивают, не хотят ли они стать евреями. Если они проходят тест, который ставит им армейский раввин, то только в этом случае желающие становятся евреями. В данное время обряд посвящения в евреи проводится армейским раввином. Не удивительное ли это явление? Такое 7 лет назад нельзя было не только представить, но даже предположить. Сейчас это практически проводится в армии для представителей всех наций, не только русских, но и эфиопцев, бразильцев, аргентинцев и других. Восемь месяцев тому назад Антону Царькову организовали сюрприз, устроив встречу с его матерью, которая приехала из России в Израиль, предварительно получив бесплатно билет на самолёт.
О роли солдат-одиночек во Второй Ливанской войне говорят такие цифры: более 370 солдат-одиночек участвовало в боевых действиях на территории Ливана, шесть из них получили высший знак отличия, ордена за отличную службу во время военных действий в Ливане от начальника Генерального штаба ЦАХАЛа. Как вы помните, один из солдат, получивший награду — Марк Левин. Его отца специально пригласили из России на церемонию награждения, после этого он навсегда остался жить в Израиле со своим сыном. К сожалению, четверо солдат-одиночек погибли. Это были ребята из Америки, Франции и Италии. 75 солдат-одиночек были ранены и отправлены в госпитали.
В одном из населённых пунктов во время Ливанской войны, когда Цвика Леви с солдатами эвакуировал раненых, раздался телефонный звонок из далеко расположенного госпиталя Ранбам. Звонил тяжёло раненый солдат-одиночка Григорий (к сожалению, его фамилию подполковник не назвал). Он был из того же кибуца, что и Цвика Леви. Григорий сказал ему, что он один и находится в госпитале. Узнав об этом, подполковник Цвика Леви на вертолёте прилетает в этот госпиталь. Каково же было удивление тяжёло раненого солдата, когда он увидел у своего изголовья подполковника, спрашивающего его — «Что необходимо тебе?». Он, в первую очередь, попросил, чтоб не сообщали его родителям о его ранении, а сказали, что он служит техником в частях аэродромного обслуживания. Тогда, с начала войны в бригаде Голани, погибло 9 солдат, и он не хотел волновать свою мать. Просил принести полотенце, спортивную форму для того, чтоб он мог вернуться обратно в свою часть, к своим ребятам. Ровно через месяц, когда Григорий окреп, он вернулся к солдатам в своё подразделение. Цвика Леви созвонился с израильским девятым каналом телевидения, и об этом парне сделали фильм.
Не все солдаты-одиночки проходят сложный тренинг, не все сдают специальные тесты и не все попадают в специальные боевые части, но все, почему-то, стремятся попасть именно в такие боевые части, как Голани, Салханим, Нохал. И когда у них это не получается, они звонят Цвике Леви, чтобы тот посодействовал им в этом. Самыми лучшими солдатами-одиночками в армии считаются ребята украинской национальности, которые проходят тяжёлые тренинги и попадают в боевые части. После окончания солдатами курса молодого бойца проходит церемония, где 400 курсантов отмечают вместе с родителями этот знаменательный для них день. На этой церемонии 350 человек из 400 отмечают с родными, а остальные смотрят по сторонам, кидая одинокие взгляды, так как рядом с ними нет родителей. Чтобы они не чувствовали себя одинокими, для этой цели создан специальный проект, называемый «Package from home» (Посылка из дома). Именно в этот момент на церемонии им раздают посылки, сформированными людьми с добрым сердцем. Одна из них, 78-летняя Барбара Силверман, родом из Чикаго, ныне проживающая в Иерусалиме, другой — Рони Рубенстайн из Нью-Йорка. В этих посылках тёплая одежда, предметы личного обихода, еда, флаг и письма-обращения на трёх языках (иврите, английском и русском). Всё это формируют названные лица вместе с добровольными помощниками и отправляют в части, где служат солдаты-одиночки. Кроме этого им накрывают стол. В месяц формируют таких посылок по 400—600 штук. На эти посылки, конечно, необходимы деньги, которые собирают люди в специальный фонд. Стоимость одной посылки $30, таких посылок каждому солдату дают 3—4 раза в год. Кроме того, дают возможность позвонить домой, а отличившимся, кто участвовал в боевых операциях, делают сюрприз, пригласив их родителей в Израиль повидать своих ребят, предварительно оплатив их билет на самолёт. Солдат Армии Обороны Израиля получает 400 шекелей ($100) в месяц, а солдат-одиночка — 1000 шекелей ($250) в месяц, но даже такая сумма денег недостаточна для солдата. В этом году в Израиле выпало много снега, и трудно было доставить эти посылки в заснеженные приграничные части для солдат-одиночек. Тогда, загрузив 80 посылок в свою машину, Цвика Леви довёз их до места назначения.
Забота о солдатах-одиночках одна из немаловажных и даже приоритетных задач людей еврейской национальности во всём мире, особенно русскоязычных, так как наших соотечественников из их числа большинство. С этой целью и приехал к нам в Нью-Йорк Цвика Леви, который сказал, что из собранных денег ни один цент и агарот не тратится на административные нужды. Все деньги идут солдатам-одиночкам. Если кто пожелает помочь фонду солдат-одиночек Цвики Леви и внести свой взнос, то чеки необходимо отправлять по адресу:
The Good People Fund
Naomi Eisenberger
384 Wyoming Avenue
Millburn, NY 07041
С обязательным указанием
в memo «Lone Soldier Project»
Хочется отметить, что в армии из числа солдат-одиночек большое количество составляют девушки. Статистика показывает, что из 18 девушек солдат 5 самые лучшие. Цвика Леви продемонстрировал нам фотографию 9 девушек солдат-одиночек, которые приехали: 1 — из Швеции, 6 — из России, 1 — из Бразилии, 1 — из Израиля. Он рассказал нам об одной девушке, прибывшей из России 6 лет назад, её называли все дочь полка. Эта девушка окончила шестимесячные курсы и сейчас является офицером парашютных войск Армии обороны Израиля. К сожалению, война есть война, даже если не происходит бой канонады. Почти каждый день погибают люди. Так, одна из солдат-одиночек, прибывшая из Франции, погибла в автобусе, во время совершённого террористического акта одним из палестинцев в районе не боевых действий. Горько осознавать всю тяжесть случившегося, потерю и боль. И это очень понятно Цвике Леви, который тоже потерял двадцатипятилетнюю дочь, и поэтому он с особым чувством и вниманием относится к солдатам, у которых нет рядом родителей. Порой он им заменяет мать и отца.
У одной девушки-солдатки обнаружили врачи рак груди, и он потратил свои личные денежные средства на её операцию и все соответствующие медицинские процедуры, навещал её там. Купил билеты её родителям, чтоб они навестили свою дочь в Израиле (об этом он постеснялся нам сказать, поведала одна из присутствующих на пресс-конференции женщин). Он буквально подарил этой девушке жизнь, позаботился о ней, не дал почувствовать себя одинокой. И таких примеров немало, многих из них он удочерил и усыновил, независимо от их национальности. Он удочерил двух девушек, одну из Москвы, другую из Санкт-Петербурга, одного бедуина-мусульманина, одного мальчика-африканца, а также вышеназванного Антона Царькова. Цвика Леви также посещал солдат, если они попадали на гауптвахту, получив взыскание за опоздание или мелкое правонарушение, понимал, что и такое случается, солдаты могут получить какие-то штрафные санкции. Многие солдаты-одиночки, сидя за одним столом на Шаббат в кибуце вместе с Цвикой Леви, постепенно приобщаются к религиозным еврейским канонам, принимают решение принять еврейскую веру. Одна девушка принимает веру вопреки воле своих родителей, так как считает своим отцом Цвика Леви. К этому вопросу в Армии Израиля относятся очень внимательно.
Цвика Леви припомнил случай из военной жизни, как один солдат-одиночка по имени Сергей Селюк, родом из Украины, служивший в израильских частях Голани, отец которого являлся полковником Украинской Армии, совершил героический поступок и погиб, спасая своего товарища, оставшегося раненым на поле боя. Выручая его, он навеки остался с ним, так как в тот самый момент, когда он пытался вынести раненого бойца, раздался взрыв, солдаты Хизбаллы бросили в это место гранату. Он был тяжело ранен, а через 24 часа умер. В том бою потеряли 12 солдат не еврейской национальности. Шесть лет тому назад их хоронили отдельно, вне еврейского кладбища, сейчас же солдат неевреев хоронят с почестями на еврейском кладбище.
После окончания службы многие солдаты-одиночки поступали в институты и университеты, оставались в Израиле, другие — уезжали домой, а были и такие, которые продолжали службу у себя на родине. Конечно, среди них оказывались и те, кто хорошо продвигался по службе, достигал успеха, а были и такие, кто просто бросал службу, ничего не сказав. И меня мучил вопрос, касающийся реализации данного проекта, который имеет как положительные, так и некоторые отрицательные стороны. Я спросила у подполковника в отставке Цвика Леви: «Не боится ли Израильское государство распространение секретов Израильской Армии другим государствам, так как в её рядах воюют солдаты из многих стран мира? Как обеспечивается безопасность системы, неразглашения тайны?» На что мне почтенный Цвика Леви ответил: «Когда солдаты- одиночки, оканчивая службу в лучших частях Израильской армии, возвращаются к себе на родину, они подписывают контракт о неразглашении тайны в течение последующих 7 лет, даже если они будут воевать на территории Чечни или Колумбии». Хотя, кто его знает, всё предусмотреть невозможно, в этом есть какой-то риск.
Одна из присутствующих задала Цвике Леви вопрос: «Почему же этим проектом занимаются частные люди? Где же роль государства?». На что был получен ответ, что государство очень заинтересовано в этом проекте. Но, к сожалению, очень печально, что в системе помощи есть провалы, государство порой не может проследить, куда же уходят средства. И здесь в этом ему большую помощь оказывают общественные организации. Имеются организации, которые собирают деньги в Америке и посылают Барбаре Силверман, которая формирует пакеты для солдат-одиночек, ей предоставляют списки одиноких солдат для каждой части.
Все армейские части знают о подполковнике запаса Цвике Леви, который очень помогает солдатам-одиночкам, и у многих всегда возникает вопрос: «Почему он это делает?». Цвика Леви отвечает: «Во-первых, я это делаю в память о своей дочери, которая умерла в 25 лет, во-вторых, это самое лучшее вложение душевных человеческих сил в этих ребят. Они приехали в Израиль служить в Армии. Если они во время службы видят тепло и заботу, то я уверен, что эти ребята останутся в Израиле. Они будут учиться, будут работать, будут приносить стране пользу, станут настоящими израильтянами». Вот эта самая лучшая награда для него, когда чувствуешь тепло и результат своей работы.
Пожелаем ему успеха в этом деле, а солдатам-одиночкам удачи и мужества!