Стоит ли Израилю бояться угроз Обамы?

Стоит ли Израилю бояться угроз Обамы?

Через несколько дней после окончания всеобщих выборов в Израиле, приближенное к администрации американского президента издание «Нью-Йорк Таймс», ссылаясь на источники в Белом доме, сообщило о том, что Барак Хусейн Обама рассматривает возможность поддержать резолюцию Совета безопасности ООН, которая выскажется за создание арабского государства в границах 1967 года с обменом территориями.

Стоит заметить, что резолюция СБ ООН сама по себе не способна обеспечить превращение анклава, управляемого Махмудом Аббасом и паразитирующего на экономических мощностях Израиля, в полноценное государство (точно так же, как не смогла создать арабам страну в 1947 году и резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181), особенно, если Израиль будет твердо этому противостоять.

Кроме того, процесс подачи такой резолюции и её поддержки, являющийся очевидным нарушением соглашений Осло, вряд ли вообще может иметь место в реальности.

И всё же важно понять – могут ли намерения Обамы содействовать интригам Аббаса в ООН и быть опасны для Израиля?

Теперь, когда результаты голосования, состоявшегося в середине недели, продемонстрировали убедительную поддержку, оказанную жителями страны Биньямину Нетаниягу, европейские политики и администрация нынешнего президента США больше не в состоянии делать вид, будто их неприятие касается лишь премьер-министра и выбранного им курса, но никак не самого Израиля.

Лоббируя создание арабского государства в Иудее и Самарии, несущего стратегическую угрозу стране, они уже не могут лицемерно утверждать, будто добиваются возникновения плацдарма исламских террористов исключительно на благо еврейского народа и вопреки упрямству «косного» правительства.

Израильтяне предпочли Нетаниягу и его озвученную накануне выборов ясную позицию о невозможности продолжения уступок на фоне радикализации региона и отказа противоположной стороны признать за Израилем даже само право на существование.

Однако, похоже, Барак Хусейн Обама в оставшееся до конца своего срока время так же упорно намерен отдалиться от Израиля — единственного правового и демократического государства на всём пространстве от Северной Африки до Среднего Востока, — насколько готов сблизиться с диктаторским режимом исламской республики Иран.

В последовательности решений нынешнего американского президента, иллюстрирующих эту тенденцию, не только отчаянное стремление заключить ядерную сделку с аятоллами даже в обход Конгресса, закрывая глаза на военную экспансию Ирана, замаскированную под борьбу с суннитскими радикалами.

Сюда же относится недавнее назначение на должность специального помощника координатора президента и Белого дома по Ближнему Востоку, Северной Африке и странам Персидского залива одиозного Роберта Малли.

Роберт Малли – сын известного франкоязычного журналиста еврейского происхождения Саймона Малли, личного друга Ясира Арафата и категорического противника еврейского государства, прославившегося своей поддержкой советской интервенции в Афганистане, захвата американских заложников в Тегеране и войн арабов против Израиля.

Похоже, Роберт вполне разделил взгляды своего отца. Будучи специальным помощником президента Клинтона по вопросам арабо-израильских отношений в 2000 году, в срыве Кемп-дэвидского саммита на высшем уровне он обвинил именно Израиль, объявив, что премьер-министр Израиля Эхуд Барак сделал Арафату предложение, которое тот не мог принять.

Семь лет назад тогда ещё сенатор Обама был вынужден уволить Малли с должности советника по иностранной политике за контакты с террористической группировкой ХАМАС.

Но став президентом, он год назад назначил своего давнего знакомого старшим директором Совета национальной безопасности США по вопросам Ирана, Ирака, Сирии и государств Персидского залива. Теперь же Малли фактически стал ответственным за координацию арабо-израильских отношений, что вряд ли может предвещать объективный подход к проблеме.

В русле этой же политики, вероятно, следует воспринимать и последнюю публикацию в «Нью-Йорк Таймс», как правило, озвучивающей то, что администрация Обамы предпочитает не произносить официально.

Возможно, угроза не накладывать вето на решение СБ ООН является спонтанной демонстрацией глубокого разочарования, связанного с провалом попыток сместить израильского премьера.

Администрации Барака Обамы ещё предстоит ответить перед полномочным сенатским подкомитетом, расследующим подозрения в незаконности финансирования Госдепартаментом созданных в Израиле накануне выборов НКО, активно принимавших участие в травле и клеветнической кампании против Биньямина Нетаниягу. Деньги потрачены, расследование началось, а результат вышел ровно противоположный.

Можно предположить и то, что публикация в «Нью-Йорк Таймс» стала попыткой давления, скоординированной атакой администрации Обамы и израильских левых кругов, надеющихся таким образом добиться включения в правительство проигравшей партии «Авода» («Махане циони») для получения рычагов влияния на политику Израиля.

Не стоит отвергать и возможность проверки со стороны Барака Хусейна Обамы реакции израильского общества на недвусмысленные угрозы, идущие от американской администрации — уровня паники, которую с помощью соответствующих СМИ создаст этот информационный вброс.

Как далеко может зайти американский президент в своих антиизраильских действиях, сказать непросто. Но стоит учесть то, что, несмотря на широкие полномочия, он весьма ограничен как мнением в обеих палатах Конгресса, где поддержка Израиля однозначна, так и собственной партией, не желающей потерять сторонников из числа еврейских граждан США.

Поэтому у израильского премьера есть достаточно возможностей торпедировать враждебные шаги Обамы, обращаясь как к Сенату, так и напрямую к друзьям Израиля в Америке.

Вероятно, именно эту цель и преследовало первое интервью американским СМИ после победы на выборах, которое дал в четверг Биньямин Нетаниягу телеканалу «Эн-би-си».

Израильский премьер напомнил о том, что «у США нет более надежного союзника, чем Израиль», и разъяснил свою позицию, заявленную накануне выборов и вызвавшую неприятие администрации США, о невозможности создания арабского государства в Иудее и Самарии на фоне царящей в регионе нестабильности.

Предпочитающий обходить острые углы Нетаниягу в свойственной ему манере постарался смягчить инсинуации Белого дома, представляющие израильского лидера как радикального и неадекватного политика.

Ответом Обамы стал запоздалый звонок премьер-министру Нетаниягу, в котором президент поздравил главу правительства с переизбранием.

Таким образом, как и в предыдущем случае с выступлением в Конгрессе, Нетаниягу доказал, что является более тонким и умелым политиком, чем Обама.

Угрозы администрации Обамы способны вызвать немалую истерику в ангажированных левых СМИ, воспринимающих сохранение власти в руках Нетаниягу как катастрофу, и, в свою очередь, повлечь панику среди пользователей этих недоброкачественных средств информации.

Но при этом вряд ли они могут повлиять на дальнейшие отношения Израиля с Аббасом и автономией. А главное, распутать гигантский клубок проблем, лишающих коррумпированную и недееспособную администрацию Аббаса реальной возможности провозгласить государственность.

На фоне продолжающейся войны с «Исламским халифатом» США заинтересованы в военном сотрудничестве с Израилем не меньше, чем само еврейское государство, поэтому координация через представителей Пентагона вряд ли подвергнется изменениям.

Скорее всего, и сам Обама не собирается доводить отношения с еврейским государством до уровня, когда разрыв будет неизбежен и израильтяне, пережив первый шок, обнаружат, что прожить без опеки США хотя и непросто, но вполне возможно. Как это было в критические месяцы начала Войны за независимость, когда помощь Израилю пришла от советского диктатора Сталина, действовавшего, разумеется, исходя исключительно из своих собственных интересов.

У США действительно нет другого, более надежного партнера в регионе, чем Израиль. Поэтому, проявив упорство в отстаивании своих интересов и принятии независимых решений, Израиль все равно вернет сотрудничество к прежнему уровню, так же, как этого успешно добивается в последние недели и египетский президент ас-Сиси, впавший прежде в немилость за отстранение от власти протеже администрации Обамы — «Братьев-мусульман».

Другими словами, надо быть твердыми, не бояться, и все будет хорошо.

Александр Непомнящий
9tv.co.il

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.