СЬЮЗЕН ВОДЖИСКИ: МЫ СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ
Топ-менеджер по рекламе компании Google и одна из самых влиятельных женщин-боссов в мире рассказала, как сделать так, чтобы реклама работала в эпоху цифровых технологий.
Если бы не она, вам пришлось бы платить даже за то, чтобы просто посидеть в Интернете. Сьюзан Воджиски, исполнительный директор по рекламе Google, она работает над проектом AdWords (сервис, отвечающий за контекстную рекламу). Ежегодно Воджиски зарабатывает десятки миллиардов в рекламном бизнесе для Google, а в этом году была названа «одним из самых влиятельных людей в мире рекламы». Корреспондент Metro встретилась с ней в солнечном саду штаб-квартиры Google в Маунтин-Вью, Калифорния.
— Сколько денег компания Google зарабатывает на рекламе, достаточно ли их?
— Подавляющее большинство доходов Google составляет как раз рекламный бизнес. Google продолжает расти, потому что все больше и больше нашего времени проходит в интернете. Пользователи постоянно что-то ищут, очевидно, с мобильных устройств, и очевидно, видео. Рекламодатели идут туда, куда идут пользователи.
— Каков доход, который приносит ваша команда?
— Десятки миллиардов.
— Как вы работаете над продуктами?
— Моя команда и я пытаемся предсказать, каким будет Интернет и наша цифровая жизнь через два-три года, и стараемся подстроиться под это. Во многих отношениях мы продумываем, проживаем и творим это будущее.
— Ваша команда изучает аудиторию для того, чтобы понять, что заставляет пользователей кликать на ссылку. У вас в штате есть психологи?
— Мы можем выяснить, что работает, а что — нет вне зависимости от пользовательских запросов. Но да, в нашем штате есть люди, которые изучают взаимодействие пользователей, разговаривают с пользователями и проводят фокус-группы.
— Что было изменено на основе этих исследований?
— Например, сервис TrueView на YouTube, который позволяет пользователю выбрать рекламу для просмотра. Это то, что мы узнали из разговора с пользователями: если они выбрали тот или иной ролик, это значит, что их интересует тот или иной продукт или компания, поэтому рекламодатель начинает делать то, что хочет видеть пользователь.
— В 2009 году Google запустила рекламу, которая позволяет рекламодателям следить за пользователями благодаря истории посещенных ими страниц. Что вы знаете обо мне, и какова от этого польза для компании?
— Мы всегда стараемся размещать рекламу, которая действительно востребована и актуальна. Реклама — это то, что делает Интернет бесплатным. Все, что мы знаем, мы используем. Если вы обратитесь к программе по рекламным запросам, вы увидите, что Google узнает о вас.
Перед встречей с вами, я воспользовалась программой Ads Preference Manager, чтобы понять, что Google известно обо мне. Там написано, что я женщина, и перечислены некоторые из моих интересов, включая технологии, компьютеры и школы. Если рекламодатель знает, что я интересуюсь технологиями, я получу актуальную и интересную для меня рекламу. Вы можете отказаться от участия в данной системе, но тогда реклама, предлагаемая вам, будет менее полезной.
— Но для многих людей это значит, что Google знает о них слишком много…
— Мы всегда предоставляем пользователям возможность отказаться от той или иной функции. К тому же, вы всегда можете воспользоваться опциями других компаний. Есть функции, благодаря которым у вас есть масса преимуществ от того, что Google известна информация о вас. Например, совсем недавно мы представили сервис Google Now, который является вашим личным помощником. Он обладает информацией из моего Google-календаря и дает мне рекомендации, основанные на этом знании. Он может мне сказать «вы должны выдвинуться прямо сейчас, потому что у вас назначена встреча, а сейчас сильные пробки».
— Люди хотят, чтобы их мобильные были быстрыми и эффективными; у них не хватает времени и терпения смотреть рекламу. Как вы собираетесь добиваться невозможного?
— Мы приспосабливаем рекламу для мобильных устройств. Например, если вы получаете рекламу, вы можете кликнуть на нее и позвонить в компанию или скачать их приложение. Мы также хотим облегчить пользователям жизнь тем, что они смогут заказать тут или иную продукцию на свой телефон. Сейчас это трудно. Вам нужно вводить мелкие буквы, которые плохо видно. Мы работаем над тем, чтобы покупка того или иного товара была возможно при нажатии на одну лишь кнопку.
— Как вы придумываете новые идеи?
— Я прихожу домой, и мои дети рассказывают мне о своих делах и планах. Я общаюсь со многими людьми, которые не имеют никакого отношения к IT-индустрии, они также рассказывают мне, чем они пользуются, что им полезно, а что — нет. Иногда я просто задумываюсь о том, что изменится в будущем, и чего мне будет не хватать. Технологии меняются быстро, я открыта к любым советам от других компаний, людей, которые могут рассказать мне, где я ошиблась.
— Бывало ли такое, что кто-то заставлял вас изменить планы?
— Да, таких примеров много. Когда мы решили купить YouTube, это не было для нас традиционным решением. Но мы посмотрели вокруг и увидели, что большое количество молодежи пользуется этим ресурсом, и поняли, что если мы завладеем им, он станет действительно важной платформой. Было много споров о целесообразности приобретения YouTube, но были пользователи, которые повлияли на наше решение.
СУПЕР-ЖЕНЩИНА В GOOGLE: ИЗ ГАРАЖА В ТОП-ОФИС
Решение Сьюзен Воджиски присоединиться к молодому стартапу Google оказалось действительно мудрым.
Силиконовая долина — это королевство Сьюзен Воджиски. Она и две ее сестры выросли в кампусе Стэнфордского университета, где их отец Стэнли работал профессором физики. Все три девочки выбрали профессии, в которых обычно главенствуют мужчины.
«Вокруг нас были люди, которые были страстно увлечены тем, что они делают. Они посвятили свои жизни конкретным областям, — рассказывает она. — Я думаю, это повлияло на выбор, которому мы посвятили себя».
Мать Сьюзен — Эстер всегда была немного подстрекателем, всегда потакала нетрадиционным вещам. «В некотором смысле это развязало нам руки, и мы научились делать что-то нетрадиционно», — говорит Сьюзен.
Воджиски, подверженная такому влиянию, выбрала карьеру в области технологий еще тогда, когда это было редкостью для женщин. «Когда я впервые начала интересоваться технологиями, многие люди не понимали, почему я это делаю, — говорит она. — Многие говорили: «Зачем тебе проводить столько времени перед компьютером» и «Ты очень общительная и творческая, почему тебя так привлекает эта странная область». Но я понимала, что то, что я выбрала, это творчество, я могу создавать много разных вещей, которыми смогут пользоваться люди по всему миру».
У самого Стэнли довольно интересное прошлое: он бежал на лодке из родной Польши в Швецию в возрасте 12 лет. С ним вместе страну покинули мать и брат, отец остался на родине (он был экс-членом кабинета министров), так как в лодке оказалось всего три места вместо обещанных четырех. Позже он так и не смог присоединиться к семье.
После того как в 1988 году Ларри Пейдж и Сергей Брин арендовали гараж семьи Воджиски в Пало-Альто для первого офиса Google, Сьюзен присоединилась к их крошечной компании. «Я видела, что они могут создать нечто грандиозное, поэтому я хотела участвовать, — объясняет она. — Причиной, по которой я верила в их успех, было то, что компания развивалась, несмотря на отсутствие рекламы».
«Работа компании также была направлена на реальные потребности людей. Люди искали информацию, и Google создала гораздо лучшие условия для поиска, чем другие поисковики, — объясняет она. — Это был хороший продукт. В области технологий действительно важно иметь хорошую технику. Это очевидно, но многие компании не имеют таких технологий».
Сестра Сьюзен Анна вышла замуж за Сергея Брина, хотя сейчас они уже разведены. Третья сестра Воджиски — Джанет работает профессором педиатрии в Калифорнийском университете, Сан-Франциско. Сейчас Сьюзен на 30-м месте в списке самых влиятельных женщин мира, по версии журнала Forbes.
Элизабет Бро, metronews.ru