Теория единственно верного пути
Письмо Хантера С. Томпсона, американского писателя и журналиста
В апреле 1958 года 22-летний Хантер С. Томпсон написал письмо о смысле жизни своему другу, попросившему его совета. Глубину его ответу придает тот факт, что в это время мир даже не представлял, что он станет одним из важнейших писателей XX века. Его представления о жизненных целях были гипотетическими и исходили из его веры.
22 апреля 1958 г.
Пэрри Стрит, 57
Нью-Йорк
Дорогой Юм,
Ты просишь совета; ах, какой человечный и какой опасный шаг! Для того, чтобы дать совет человеку, который спрашивает, что делать со своей жизнью, нужно иметь нечто очень близкое к эгомании. Указать человеку на правильную и конечную цель — указать дрожащим пальцем в ВЕРНОМ направлении — нечто, что только глупец захотел бы взять на себя.
Я не глупец, но я уважаю твою искренность. Я прошу тебя, тем не менее, слушая то, что я скажу, помнить, что все советы могут быть только результатом деятельности человека, дающего их. То, что хорошо для одного, может быть несчастьем для другого. Я не вижу мир твоими глазами, как и ты не видишь его моими. Если бы я попытался дать тебе конкретный совет, это было бы слишком, мы были бы подобны слепым, ведущим друг друга.
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
У. Шекспир
В этом и состоит вопрос: стоит ли плыть по течению или нужно идти к цели? Это выбор, который сознательно или бессознательно должен сделать каждый из нас хотя бы раз в своей жизни. Так мало людей понимают это! Подумай о любом значимом для твоего будущего решении, которое ты когда-либо принимал: я могу ошибаться, но я не представляю, чтобы это было нечто иное, нежели косвенный выбор между двумя упомянутыми мной вещами: движением по течению или движением к определенной цели.
Но почему бы не поддаться течению, если у тебя нет цели? Это другой вопрос. Несомненно, лучше наслаждаться плаванием, чем бесконечно двигаться в неизвестном направлении. Так как же человек находит цель? Не замок в облаках, но реальное и осязаемое нечто? Как человек может быть уверен в том, что он не гонится за «большой горой из конфет», соблазнительно-сладкой целью, которая имеет мало вкуса и не имеет никакой сущности?
Ответ – и в каком-то смысле трагедия жизни — в том, что мы пытаемся понять цель, а не себя. Мы ставим перед собой цель, которая требует определенных действий, и мы выполняем их. Мы приспосабливаемся к требованиям идеи, которая НЕ МОЖЕТ БЫТЬ действительной. Когда ты был молод, допустим, ты хотел стать пожарным. Я могу с уверенностью утверждать, что больше ты им стать не хочешь. Почему? Потому что твои перспективы изменились. Это не пожарный изменился, а ты. Каждый человек — это сумма из реакций на события. Когда твой опыт меняется и увеличивается, ты становишься другим человеком, и поэтому твои перспективы меняются. Это происходит вновь и вновь. Каждая реакция на событие — это процесс обучения, каждый значимый опыт видоизменяет твое видение мира.
Итак, сколь неразумным было бы приспосабливать нашу жизнь к требованиям цели, на которую мы смотрим каждый день под новым углом? Как мы можем надеяться достигнуть чего-то, кроме невроза?
Ответ состоит в том, что не нужно иметь дело с целями вообще, или, по крайней мере, с осязаемыми целями. Потребуется кипа бумаги для того, чтобы развить эту тему до её завершения. Бог знает, как много книг было написано на тему «смысла жизни», и лишь ему известно, как много людей размышляли на эту тему. Очень мало смысла в моей попытке выразить её тебе в этих словах, потому что я признаю, что не обладаю достаточным уровнем осведомленности для сведения смысла жизни к одному или двум пунктам.
Я буду остерегаться слова «экзистенциализм», но ты можешь иметь его в виду – это своеобразный ключ к образам. Ты также можешь почитать труд Жан-Поля Сартра «Бытие или ничто», и другую небольшую вещь под названием «Экзистенциализм: от Достоевского до Сартра». Это всего лишь предложение. Если ты действительно удовлетворён тем, кто ты есть и что ты делаешь, то не обращай внимания на них. Но вернёмся к ответу. Как я уже сказал, направить нашу веру на реальные цели будет казаться, в лучшем случае, неразумным. На деле мы не стремимся к тому, чтобы быть пожарными, не стремимся стать банкирами, полицейскими или врачами. МЫ СТРЕМИМСЯ БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ.
Но не пойми меня неправильно. Я не имею в виду, что мы не можем БЫТЬ пожарными, банкирами или врачами. Я хочу сказать, что мы должны ставить цели, соответствующие индивидуальности, а не заставлять индивидуальность соответствовать цели. В каждом человеке объединяется наследственность и окружающая среда для того, чтобы произвести существо с определенными способностями и желаниями — в том числе глубоко укоренившейся потребностью работать таким образом, чтобы его жизнь была НАПОЛНЕНА СМЫСЛОМ. Человек должен БЫТЬ чем-то, он должен иметь значение.
В таком случае, насколько я понимаю, формула работает примерно так: человек должен выбрать путь, который позволил бы его СПОСОБНОСТЯМ работать с максимальной эффективностью, направленной на удовлетворение его ЖЕЛАНИЙ. При этом он удовлетворяет свои потребности (создавая свою индивидуальность, действуя согласно установленному шаблону) и избегает помех, способных помешать развитию его потенциала (выбирая путь, который не накладывает никаких ограничений на его саморазвитие). Таким образом он не видит, как его цель увядает или теряет свое очарование с его взрослением.
Проще говоря, он не посвятил свою жизнь достижению изначально поставленной цели, а выбрал образ жизни, который, как он точно ЗНАЕТ, будет ему приятен. Цель совершенно второстепенна: движение к цели и есть то, что имеет значение. И почти нелепым кажется то, что человек ДОЛЖЕН действовать по образцу своего выбора; для того, чтобы позволить другому человеку определить твои собственные цели, нужно отказаться от одного из наиболее значимых аспектов жизни — окончательного акта воли, который и делает человека личностью.
Давай предположим, что ты думаешь, что у тебя есть выбор восьми путей, по которым можно последовать (все пути, конечно, определены заранее). И давай предположим, что ты не видишь никакой реальной цели ни в одной из восьми. ТОГДА — и вот суть всего того, что я сказал — ты ДОЛЖЕН НАЙТИ ДЕВЯТЫЙ ПУТЬ.
Естественно, это не так просто, как звучит. У тебя была относительно простая жизнь, ты вел скорее вертикальное, нежели горизонтальное существование. Так что не составляет труда понять, почему тебе кажется, что ты чувствуешь путь, по которому движешься. Но человек, который медлит в своём ВЫБОРЕ, неизбежно будет вынужден довольствоваться тем, что за него выберут обстоятельства.
Так что если сейчас ты чувствуешь себя разочарованным, то тебе не остается ничего другого, кроме как принять вещи такими, какие они есть, или начать серьезные поиски чего-то другого. Но будь осторожен в определении целей: ищи образ жизни. Реши, как ты хочешь жить и пойми, что ты можешь сделать, чтобы заработать В РАМКАХ этого образа жизни. Но ты говоришь «Я не знаю, где искать; я не знаю чего искать».
В этом и есть суть. Стоит ли отказаться от того, что я должен искать, ради чего-то лучшего? Я не знаю – так ли это? Кто может принять такое решение, кроме тебя? Но, даже РЕШИВ НАЧАТЬ ПОИСКИ, ты пройдёшь долгий путь выбора.
Если я не остановлюсь, то напишу книгу. Я надеюсь, что мои слова не так запутанны, как это выглядит на первый взгляд. Имей в виду, конечно, что это МОЙ ВЗГЛЯД на вещи. Мне кажется, что он применим в целом, но ты можешь не согласиться с ним. Каждый из нас имеет собственное кредо – я изложил свое.
Если какая-либо его часть покажется тебе не имеющей смысла, непременно обрати моё внимание на это. Я не пытаюсь заставлять тебя искать Валгаллу, а лишь пытаюсь указать на то, что необязательно принимать выбор, навязываемый тебе жизнью. Существует нечто большее — никто не ДОЛЖЕН делать весь остаток своей жизни то, чего он не хочет. Но опять же, если ты чувствуешь что это то, чем ты должен заниматься, всеми средствами убеди себя в том что ты ДОЛЖЕН сделать это. Ты будешь поддержан всеми.
На данный момент это все. До тех пор, пока я вновь не услышу тебя, я по-прежнему
Твой друг,
Хантер
Перевод: Муратова Варвара
Источник