Творчество Пушкина в музыке

10 февраля исполнилось 170 лет со дня гибели поэта

В своем драматическом произведении «Каменный гость» Александр Пушкин восклицает: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» Не располагаю данными (информацией) о том, занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте, подобно Толстому, Грибоедову, Лермонтову? Но можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями, который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. Он был любим выдающимися композиторами. Общался с Глинкой, Верстовским, Яковлевым, братьями Вильгорскими, Алябьевым, Титовым, Варламовым, Булаховым и др.

Отношения Пушкина к опере, в частности, к композитору Россини выражено в следующем отрывке из «Евгения Онегина»:

Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей.
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый.
Он звуки льет, они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые.
Все в неге, в пламенной любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые.

Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера все время ориентируется на Пушкина. Эталонами являются: «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическаая опера Чайковского.

Я остановлюсь на перечисленных четырех операх, которые заслужили международное признание и являются мировой классикой — как поэтической, так и музыкальной. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта. Искрящаяся светом, юмором пятиактовая опера. Над созданием либретто трудились композитор Глинка, поэт Кукольник и еще три поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. Опера, к сожалению, была закончена Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

И поэт, и композитор уделяют большое внимание трагедии совести, переживаемой царем Борисом. Многогранный образ Бориса Годунова является одним из высших достижений мирового поэтическогго и оперного творчества. Либретто написано Мусоргским.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Поэма начата в Кишиневе и окончена в Болдино. Появление оперы в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Это уже была опера не на былинный или исторический сюжет, а на современную тематику. Как и у Пушкина, главным действующим лицом оказалась Татьяна Ларина, но храня верность великому поэту, предложение назвать оперу «Татьяна Ларина» отклонили. Не могу не выразить мое личное отношение к этому музыкально-поэтическому чуду. После первого прослушивания оперы меня долго преследовала мелодичная увертюра. И теперь она звучит в моих ушах.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др. Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал оперу, которая является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Либретто написано Модестом Ильичом Чайковским (братом композитора). Из письма Чайковского брату: «Или я сильно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр».

В России премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре через 57 лет после написания поэтом повести.

Горячо увлеченный сюжетом композитор обращает внимание на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками героев. И композитор, и либреттист глубоко вникли в суть пушкинской повести и благодаря этому лаконичный сюжет перерос в гениальную оперу с великолепными ариями, дуэтами, которые так завораживают слушателей.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Графиня исполняет романс из французской оперы композитора Гретри. Завораживающе звучит тема рока. В конце звучит тема любви, побеждающая мрачную тему трех карт.

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России. Создателями ее были поэт Скриб (либреттист) и композитор Галеви.

Довелось ли слушать свои творения Пушкину в музыке? Известен следующий факт. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, он был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.

Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, отрывок из которого прилагаю.

Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Кстати, я назвала двух Голицыных, но у Пушкина была знакомая еще третья Голицына — Евдокия Ивановна. Пушкин посещал ее салон. Это была красивая образованная дама. Он посвятил ей стихи и, по выражению Вяземского, «был маленько приворожен ею». Она была старше Пушкина на 19 лет.

Не останавливаюсь подробно на остальных операх. Я только назову следующие оперы и композиторов: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.

Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Музыку к кинофильмам написали наши современники Прокофьев, Шостакович, Асафьев, Шапорин. Блестящие мелодии — вальс и романс — написаны Свиридовым к произведениям Пушкина «Метель» и «Выстрел».

У многих сюжетов числится от 5—10 до 40 авторов музыки. По неточным данным, Пушкиным написано более 450 стихотворений. Более 100 созданы в лицее.

Лицейская лирика представляет для нас исторический интерес, показывая, с чего начинал поэт. Адресатами Пушкина были воспетые им красавицы, каждая из которых становится музой. Увлекался он многими, порой одновременно.

Предметом первого юношеского увлечения А.П.Бакуниной (сестрой лицейского товарища — Бакунина) посвящено стиихотворение «Милой Бакуниной».

В лицее написано стихотворение «Пробуждение»: «Мечты, мечты, где ваша сладость». Музыку написал Алябьев. Там же написано стихотворение «Певец», включенное через много лет в оперу «Евгений Онегин». Оно прозвучало в первом действии в дуэте Татьяны и Ольги: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной» — музыка Чайковского. В лицее написаны «Черная шаль», музыка Верстовского, «Вакхическая песня», музыка Глазунова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — образец заздравного пения в честь Вакха — бога веселья и вина.

Одно из первых стихотворений, ставших через много лет романсом, посвящено Марии Раевской, дочери генерала, с семьей которого поэт ездил по Крыму в 1820 году.

В том же году было написано посвященное ей стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» (композитор Танеев). Ей же посвящена поэма «Полтава».

В 1826 году состоялась прощальная встреча поэта с Марией Волконской у Зинаиды Волконской. Мария уезжала в Сибирь вслед за генералом Волконским — сосланным декабристом. В 1825 году Пушкин пишет посвящение няне, «душе Арине Родионовне» — «Зимний вечер». Можно предположить, что Пушкин слышал эту песню на музыку лицейского товарища Яковлева.

В том же 1825 году, отбывая ссылку в Михайловском, Пушкин часто посещает проживающую в Тригорском Прасковью Осипову. В ту пору там гостила Анна Керн (после развода с мужем). Между поэтом и Анной Керн разгорается страстный роман. Это был месяц романтической влюбленности. Воспоминание об их первой встрече в 1819 году в доме Олениных послужило поводом для стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Музыку написал Глинка.

В 1824 году, живя в Одессе, Пушкин увлекся Амалией Резнич. Итальянка, красавица, жена крупного коммерсанта. Она уехала на родину, в Италию, и там вскоре умерла. Узнав о ее смерти, Пушкин посвящает ее памяти стихотворение. Через много лет Бородин написал великолепную музыку.

Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой.
В час незабвенный, в час печальный
Я много плакал пред тобой…

В1829 году Пушкин написал стихотворение «Я Вас любил» — одно из лирических признаний в любви. Врядли кто-либо рассказал с такой искренностью о своей ушедшей любви, как это сделал Пушкин в восьми строчках. Этот стихотворный шедевр был посвящен Анне Олениной — дочери президента Академии художеств. В том же 1929 году поэт сделал предложение Анне, но брак не состоялся… Прекрасная мелодия написана молодым Шереметьевым.

Одной из постоянных привязанностей была графиня Воронцова — Елизавета Ксавельевна. Знакомство состоялось в Одессе в 1823 году. Женщина умная, обольстительная, она была старше Пушкина на 7 лет. Отношения Пушкина и Воронцовой выходили за рамки светских ухаживаний, и это перестало быть тайной для мужа-губернатора.

Переписка Пушкина с Воронцовой длилась шесть лет. Он рисует на полях рукописей ее профиль. Дело в том, что по требованию самой Воронцовой Пушкин сжигал письма, полученные из Одессы, боясь разоблачения. Об этом рассказывала сестра Ольга Анненкову, одному из первых биографов Пушкина. Воронцовой посвящены следующие стихотворения: «Ночь», написана в 1923 году. Музыку написал Рубинштейн.

«Сожженное письмо» — 1823 год. Музыку написпал Кюи. «В крови горит огонь желанья». Написано в 1825 году. 27 композиторов написали музыку. Самый популярный романс написал Глинка. «Талисман» — 1827 год. Через два года написал музыку Титов Н.Ф. В этом стихотворении речь идет о перстне с сардолитом. На нем была надпись на древнееврейском языке. С этим подарком Воронцовой поэт не расставался. Умирая, он вручил его Жуковскому.

«Прощание» (отрывок):
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать.
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Музыку на это стихотворение написал Есаулов.

В 1828 году состоялось знакомство на балу с Натальей Гончаровой. Ей посвящается стихотворение «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Романс, исполняемый в наше время, написан композитором Рахманиновым. Музыка чудесная, органично слита с текстом. Всего 20 композиторов сочиняли на это стихотворение музыку.

Уже будучи женихом, Пушкин посвящает своей невесте стихотворение «Мадонна». К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений — сокровенное и горькое признание «Пора, мой друг, пора». Музыка Есаулова. Последняя глубокая и нежная любовь оказалась самой трагической и гибельной для поэта.

Хочется завершить оценку роли Пушкина в искусстве словами великого Федора Шаляпина: «Эх, если существует загробная жизнь и если встретить там Пушкина А.С да пожать ему руку, так умереть было бы одно удовольствие!». В Мамонтовской частной опере Шаляпиным были созданы великие пушкинские роли-образы Мельника, Сальери, Варлаама, Бориса Годунова, Алеко и др. — всего 18 ролей. После спектакля «Алеко» Рахманинов писал, что он до сих пор слышит рыдания Алеко-Шаляпина.

Большой знаток музыки, Пушкина и поэзии вообще Рубен Симонов воскликнул: «Для меня в искусстве существуют только Пушкин, Шаляпин и Бог».

Устами Сальери Пушкин произнес: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь!» Можно сказать, что и сам Пушкин не знал этого о себе…

Как и многие мои сверстники, я была воспитана в духе преклонения перед русской культурой и перед первым поэтом России. И меня беспокоит мысль о том, что русская культура замкнется на нашем поколении. А наши внуки и правнуки ничего не будут знать о Пушкине или будут смотреть и слушать классические оперы в недостойных, извращенных постановках… В назидание моим пра-пра… я посвятила стихотворение поэту к 200-летию со дня его рождения. Привожу последнюю строфу:

Я хочу, чтоб наши внуки
Его имя сберегли
И волшебной лиры звуки
Сквозь столетья пронесли!

За стихотворение «У поэта именины» мне присвоено звание лауреата конкурсов 1999 и 2001 годов.

Анна САГАЛОВСКАЯ, Чикаго

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.