В защиту художника Петра Павленского и современного искусства
ДИПЛОМ
Мы, нижеподписавшиеся российские художники, искусствоведы, арткритики, кураторы, музейщики, галеристы имеющие опыт работы в сфере современного искусства присуждаем настоящий Диплом художнику Петру Павленскому за осуществленную им художественную акцию «Угроза».
9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут по московскому времени Пётр Павленский подошёл к закрытым дверям первого подъезда здания ФСБ на Лубянке, облил входную дверь бензином из канистры, поджёг зажигалкой, встал спиной к горящим дверям с канистрой в руках и спокойно ожидал в течение нескольких минут своего задержания сотрудниками полиции. Горевшие несколько минут двери закрытого парадного входа в здание ФСБ и стоявший на их фоне Павленский фиксировались видеосъемкой, которая получила широкое распространение в интернете. Через несколько минут после поджога и задержания Павленского двери парадного входа в здание ФСБ были потушены прибывшими на место происшествия сотрудниками.
Наше единодушное желание и цель – сообщить всем заинтересованным лицам, что акция «Угроза» – является художественным жестом в сфере современного искусства. Поэтому мы солидарны в том, что уголовное преследование Петра Павленского за осуществление им акции «Угроза» должно быть немедленно прекращено, поскольку основанием для уголовного преследования Павленского является принципиально ошибочная, по нашему мнению, оценка органами следствия, прокуратуры и суда акции «Угроза» как банального и элементарного акта вандализма, что не соответствует ее очевидному для нас характеру и статусу художественного проекта, художественного жеста, равно как и мотивам ее автора – художника-акциониста и отнюдь не вандала.
Видеосъемка горящих дверей парадного входа в здание на Лубянке, на фоне которых спокойно стоит поджегший их одинокий, худой человек с канистрой из-под бензина в руках – сильный и художественно многозначный образ. Это и символ победы человека над Адом, находившимся когда-то за этими дверями, это и огненный вход в АД, за дверями которого творятся адские беззакония. Мы видим и чувствуем, что это гуманистический и интересный художественный образ, его смысл – в противостоянии и противопоставлении одинокого, слабого и мужественного человека силе и риторике власти заявляющей об организационной и правовой преемственности ФСБ с КГБ-МГБ-НКВД-ОГПУ-ЧК, что с точки зрения морали совершенно недопустимо в правовом государстве.
Хотя художественная акция «Угроза» была осуществлена автором с очевидным нарушением общественного порядка и технически подразумевала сознательное нанесение незначительного ущерба имуществу ФСБ* ее проведение нельзя и неправильно по нашему мнению расценивать и рассматривать как поступок некоего вандала или какое-либо иное уголовное преступление. Эта акция – жест художника-акциониста работающего методами современного искусства.
Настоящим Дипломом мы, нижеподписавшиеся публично подтверждаем художественный статус акции «Угроза».
_____________________________________________________________________________
* Ответственность за нанесенный ФСБ материальный ущерб художник-акционист Петр Павленский должен нести по иску к нему о возмещении суммы затраченной ФСБ на ремонт дверей парадного входа №1 в здание, а не подвергаться уголовному преследованию и заключению в психиатрическую больницу.
Агроскин Семен, художник;
Адашевская Лия, арт-критик, редактор журнала «Диалог искусств»;
Азарова Анна, галерист;
Айнбиндер Маша (Марина), живописец, Иерусалим (Израиль);
Аккерман Галина, эссеист, историк (Франция);
Аккерман Самуил, художник (Франция);
Алексеев Никита, художник;
Альберт Юрий, художник, лауреат премии Кандинского (2011) и премии Инновация (2014);
Андросов Антон, режиссер документального кино, член союза кинематографистов РФ;
Аразян Баграт, художник, дизайнер, куратор, организатор Центра современного искусства в г. Пивка (Словения);
Арендт Мария, художник;
Арендт Наталья, художник;
Архипов Владимир, художник;
Балаховская Фаина, критик, куратор;
Бубнова Ярослава, куратор, зам. директора Национальной галереи в Софии (Болгария);
Вагнер Екатерина, искусствовед, арт-критик, шеф-редактор журнала Harper’s Bazaar Art, член Ассоциации искусствоведов России;
Вальдрон Ирина, художник;
Вайс Светлана, галерея «ИнтерАрт», Нью-Йорк (США), артдиректор;
Виленский Дмитрий, художник, редактор газеты «Что Делать»;
Волков Андрей, художник;
Волкова Татьяна, куратор;
Врубель Дмитрий, художник;
Ганиковский Игорь, художник (Кельн);
Гельман Юлия, галерист;
Глинская Ружена, эксперт художественных ценностей;
Голубовский Анатолий, историк, культуролог, кандидат искусствоведения;
Горлова Ирина, руководитель отдела художественных и междисциплинарных программ ГЦСИ;
Горшков Александр, художник, дизайнер;
Горячева Татьяна, историк искусства, сотрудник ГТГ;
Гражевич Дмитрий, куратор, директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект»;
Гранцева Арина, художник;
Гринберг Лариса, искусствовед, галерист;
Гробман Михаил, художник;
Давыденко Вячеслав, соучредитель Музея современного искусства на Дмитровской в г.Ростов-на-Дону;
Деготь Екатерина, кандидат искусствоведения, куратор, лауреат премий «Инновация» (2007, 2014), профессор Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, арт-директор Академии мирового искусства;
Джанян Лусинэ, художник;
Евангели Александр, куратор, критик, преподаватель Школы фотографии им. А.Родченко, член правления ТСХР;
Ельшевская Галина, искусствовед;
Жигалов Анатолий, художник;
Захаров Вадим, художник;
Кадырова Жанна, художник;
Каменева Екатерина, художник;
Кантор Максим, художник;
Кантор-Казовская Леля, искусствовед, заведующая кафедрой истории искусства Иерусалимского университета;
Катран Сергей, художник;
Кикодзе Евгения, искусствовед, куратор;
Кнедляковский Алексей, художник, куратор;
Ковалев Андрей, кандидат искусствознания, доцент факультета искусств МГУ им.М.В.Ломоносова, лауреат премии Инновация (2007), эксперт премии Кандинского.
Коржова Неля, художник, куратор, Средневолжский филиал ГЦСИ;
Косолапов Александр, художник;
Костриков Сергей, художник;
Кострикова Татьяна, художник;
Кошелец Олег, художник;
Кривцова Юлия, кандидат искусствоведения, куратор;
Кулик Ирина, сотрудник ММСИ, преподаватель ИПСИ;
Крылов Матвей, художник;
Курипко Алексей, художник;
Ламанова Наталья, художник;
Лебедев Ростислав, художник;
Левина Татьяна, искусствовед, эксперт, куратор, хранитель живописи первой половины ХХ века ГТГ;
Лидерман Юлия, культуролог, независимый исследователь, руководитель исследовательской лаборатории Theatrum Mundi;
Литвин Антон, директор фестиваля актуальной культуры KULTURUS;
Луцкая Галина, художник;
Манакова Жанна, искусствовед, музейный сотрудник;
Манаков Юрий, живописец;
Матиссен-Рожкова Кира, художник;
Мельниченко Василий, художник, куратор;
Мироненко Сергей, художник;
Митенев Андрей, скульптор, художник;
Монастырский Андрей, художник, поэт;
Морозова Лиза, художник;
Муратова Лиля, художник;
Мурин Вадим, художник;
Мухина Элина, художник;
Нешумова Татьяна, поэт, филолог;
Обухова Александра, искусствовед, куратор архива Музея современного искусства «Гараж»;
Одюро Николя, искусствовед, куратор (Франция);
Овчинникова Юлия, искусствовед;
Пацюков Виталий, искусствовед, куратор;
Пиликин Дмитрий, художник, куратор, арт-критик, сотрудник факультета искусств СПбГУ;
Погодина Вера, искусствовед, куратор VB Studio;
Потапов Владимир, художник;
Реховских Ирина, искусствовед, куратор;
Рибас Виктор, медиа-художник;
Романов Евгений, художник, архитектор;
Романова Анна, искусствовед, лауреат премии «Инновация-2014» в номинации «Теория, критика, искусствознание»;
Рыбаков Юлий, художник, правозащитник;
Салаутин Денис, художник;
Самодуров Юрий, номинант премии «Инновация» 2012 года (совместно с Мариной Звягинцевой) за public-art проект «Спальный район, Открытый урок», сокуратор (совместно с Андреем Митеневым) реализованного 19.05.2012 publiс-art проекта «Кочевой музей современного искусства»;
Саркисян Оксана, куратор;
Сатановский Игорь, поэт, художник, редактор, куратор (США);
Селина Елена, искусствовед, куратор XL галереи;
Слепышева Анастасия, художник;
Слышенков Сергей, художник, архитектор;
Смирнов Николай, художник;
Сосна Алексей, поэт, учредитель и директор Музея и Зверевского центра современного искусства;
Стасюнас Витас, художник;
Стогова Оксана, художник;
Сушенкова Татьяна, художник;
Тагути (Кузнецова) Катя-Анна, художник;
Тамручи Наталья, искусствовед, директор Фонда поддержки художественных проектов;
Таранин Алексей, художник;
Тимофеева Виктория, художник;
Титаренко (Широян) Елена, искусствовед, журналист;
Тотибадзе Георгий, художник;
Тотибадзе Ирина, художник;
Троянцева Наталья, поэт, искусствовед, эссеист;
Трубецков Алексей, художник;
Тюрина Наталья, издатель, фотограф (Франция);
Файбисович Семен, художник;
Фальковский Илья, художник, писатель, член Союза писателей Москвы, лауреат премии Кандинского в номинации медиа-арт (2008);
Флоренский Александр, художник;
Флоренская Ольга, художник;
Харлова Марина, художник, кандидат искусствоведения;
Харченко Игорь, художник;
Хачатуров Сергей, критик, куратор;
Хейдиз Елена, художник;
Цельникер Борис, художник, искусствовед (Израиль);
Чалаев Камиль, композитор, педагог, музыкант (Париж);
Чацкин Игорь, художник, литератор, Тель-Авив (Израиль);
Чуйков Иван, художник;
Чуйкова Мария, художник;
Шац Эвелина, поэт, художник, искусствовед;
Шилина Галина, скульптор, член Московского союза художников;
Шульженко Инна, литератор, в прошлом галерист;
Шумов Василий, музыкант, художник;
Эпштейн Алек Д., социолог и культуролог (Израиль);
Kono Wakana, искусствовед, куратор (Япония).
Документ подписан 29 февраля – 14 марта 2016 года 128 деятелями современного искусства.