Виктор Власов. О ниндзя-качках и нахальном исследователе
Кто знает, что вычислить ниндзя в средневековой Японии было практически невозможно? Немногие кузнецы и влиятельные феодалы могли располагать информацией о местонахождении дзёнина – воина и мастера, управляющего несколькими ниндзя. Особо приближённые к имперской охранке также имели возможность связаться с руководителем и помощником из определённых додзё, с которыми есть договорённость на сотрудничество. Так, например, военные правители Японии, также феодалы, способные платить, заручались специальной поддержкой. Искусные в шпионском деле люди, похожие на обыкновенного крестьянина, возделывающего рисовое поле, необходимы во все времена.
Кто тренировал ниндзя? Мастера, а также их помощники – дзёнины. Вторых, чтобы понятнее было, можно сравнить с нынешними менеджерами и поставщиками. Дзёнин располагал отрядом воинов тени и подчинялся мастеру – более старшему и влиятельному человеку. Нередко высокопоставленные особы знали в лицо мастера и дзёнина, а вот боевую единицу, принимавшую участие в шпионаже, в сборе информации, в убийстве – однозначно нет. Сигналом к получению задания служили знаки, выставленные в определённом месте.
Как можно было обратиться к ниндзя и заказать «помощь» – через уже знакомых людей. Причём если мастера по какой-то причине опасались, то дзёнин – нередко вёл двойную игру. И был прав, во-первых, потому что делиться добычей иногда мало с кем хотелось, а во-вторых, мастер докладывал контролёрам, присланными даймё или даже придворными советниками. Дзёнин мог обособиться в итоге – из подмастерья стать более продвинутым «менеджером», вершителем своей судьбы, никому не подчиняющимся воином. Тамба, Джубей, братья Зотайдо (Лао и Шуинсай), Татсумару, Рикоморо, Аямэ, Суа, которая Ёсида (сестра императора Ёсисады) – и многие другие, выходя из-под опеки, становились даже известней управителями ниндзя, нежели воины до них. Так Татсумару победил своего наставника Шуинсая, а девушки Аэмэ и Суа – выглядели совсем не хрупкими и слабыми на первый взгляд.
Дзёнины, действительно, отличались об обыкновенного человека. В плотности мышечного корсета и в скорости передвижения и манёвра некоторые из них не уступали нынешним гимнастам или бойцам панкратиона, скажем. Кто скажет, что тогдашний ниндзя или дзёнин не выходили в открытый бой с самураем или иным солдатом на службе, скорее всего, будет неправ. Есть зарегистрированные источники (в том числе и в нынешних документальных письменах), в которых описываются поединки самурая и воина, не придерживающегося кодекса Бусидо. Ниндзя и дзёнины, мастера ниндзюцу не придерживаются кодекса – им попросту не выгодно. В отличие от самурая, ниндзя сторонится открытых пространств, но не факт. Если сегодня открыто проводятся бои между видами смешанных единоборств, то почему в 16 веке в Ямато никто не проводил похожих соревнований?
Как тренировались дзёнины, чтобы отличаться от обычного рабочего человека – некоторые были похожи на кузнеца, кстати. Кузнец выглядит мощно, потому что проделывает одну и ту же тяжелую работу, но что делали дзёнины в прошлом, чтобы накачаться? В спортзал не покупали годовой абонемент, это точно, не имели отполированных до блеска и прорезиненных гантелей и штанг. Бамбуковый лес и додзё родного мастера – вот где тренировались крутые ребята. Атрибутом ниндзя была незаметность, ловкость и точность, но показателем карьерного успеха дзёнина считалось удачное завершение контракта. Печатей никто не ставил, а договорённость была условной, плату вносили вперёд и половину.
Я прихожу в зал – в Ледовый дворец спорта им. А. Кожевникова. Вижу нового и худенького посетителя, который тренируется длинным бамбуковым стволом. Вертит его из стороны в сторону, приседает с ним, как со штангой, поднимает на бицепс и на трицепс, крутится вокруг него будто «паркурщик» или «воркаутер». Спрашиваю, вы – ниндзя что ли?
– Нет, – отвечает он. – Я – Данил. А вы – кто?
– Я – Витя Власов, полу-ниндзя и не качок, но атлет!
– Во как, – улыбается он, останавливаясь. Весь мокрый. Кардионагрузка, видать, не слабая. – Не пойму, почему никто не делает молотковые сгибания. Бицепсы забивать не нужно, если следует сработать быстро. Почему и не качаю банки долго.
Он общается мало с кем-то, в том числе и со мной. Отдыхает, бродя по спортивному залу взад и вперёд. Возвращается снова к «шесту» будто стриптизёр, о которых любит рассказывать грудастая Анфиса Чехова.
Наблюдая за ним, я представляю, как тренировались средневековые дзёнины, поднимая подручные тяжести в додзё или в бамбуковом лесу… нет, бамбук не курили (за гаражами или в подъезде) и не дурели потом, а регулярно упражнялись со стволами деревьев, выбирая «снаряд» тяжелее. Бамбук внутри пустой, так ведь? Значит, его можно усилить копьём яри, продеть внутрь и заниматься на первых парах. Затем бойцы поднимали предметы потяжелее: каменные блоки, связки инструментов, самодельные снаряды и т.д. Питались строго и по режиму – рацион многих воинов тени составляли коренья: пастернак (дикий), окопник, козлобородник, мытник, бедренец, дягиль и т.д. В купе с лекарственными и стимулирующими травами растительный белок творил почти что чудеса. Особенно дзёнины и мастера знали тайные свойства корня галангала, растущего в определённых местах близ стоящей воды. Вещества, выделяемые из этого растения, способны увеличить силу человека, прибавить энергии.
Да, корни некоторых растений используют в кулинарии и употребляют в пищу. Обычно у растения имеется основной, а также боковые или придаточные корни. Стоит особенно подчеркнуть, что коренья и корнеплоды – это совершенно два разных понятия. Во-первых, потому что корнеплод – это, прежде всего, видоизмененный корень. А во-вторых, потому, что под корнеплодами понимают утолщенный главный корень растения, который аккумулирует в своём составе питательные вещества, поступающие из почвы. Знания о растительной пищи передавались тоже от мастеру к ученику, из клана в клан. Например, клан «Красный лотос» не передавал знание клану «Бишумо» или другой семье. Любая передача контролировалась, за примитивное разбазаривание могли наказать.
В науке о травах стимулирующими считаются травы, которые стимулируют и усиливают функции организма. Достигается это, прежде всего, путем стимуляции пищеварения. Женьшень, родиола розовая, лимонник китайский, аралия маньчжурская, левзея сафроловидная, элеутерококк. Из многих трав нынешняя медицина производит стимулирующие препараты, которые часто принимают атлеты-бодибилдеры или штангисты. Повысить работу сердечной мышцы, ускорить приток крови в мышцы или усилить обмен веществ, метаболизм – могли травы и коренья.
Сведения о средневековых дзёнинах и мастерах, к сожалению, не сохраняются в открытом доступе, поскольку этакие знания из манускриптов были скрыты от простого человека, а тем более от нахального исследователя. Зато есть художественные и полудокументальные сводки, в которых высказывают предположения далеко не последние в науке и культуре люди.
Стоит подумать, почему в современных играх и фильмах многих продвинутых ниндзя обязательно изображают с плотным мышечным корсетом. Разработчики, очевидно, располагают данными о том, что участники теневых кланов имели иерархию. И соответственно тренировались в зависимости от возможностей, от предоставленных условий. Тот же Брюс Ли, создатель стиля «Джит Кун До», советовал тренировать мышцы (в ключе их увеличения), если бойцу требуется повысить силу удара. Каратист Чак Норрис и айкидоист Стивен Сигал – поддерживают форму до сих пор, посещая спортивный зал.
Виктор Власов