Владимир Хохлев. Востребованность
Рассказ, основанный на реальных событиях
С питерским бизнесменом Анатолием Алексеевым я познакомился в конце октября 2015 года. В довольно неожиданной для меня форме… Зазвонил телефон.
– Это Владимир? Вы мне нужны! – В две-три минуты договорились о встрече.
Такой «деловой» подход показался мне гротеском, игрой. Разве можно составить впечатление о человеке – и принять решение – по листку с резюме?
С другой стороны, поворот обнадеживал. Прошло две недели, как закрылась Санкт-Петербургская газета «Невское время» – любимая читателями, популярная – в которой я отработал три года, с которой связывал не только творческие, но и карьерные надежды… Вопрос трудоустройства витал в воздухе.
Следующим утром, в пятницу, ровно в 9-00 я вышел из лифта на указанном этаже.
– Владимир? Анатолий… Здравствуйте!
Основатель IT-компании – с непонятным мне именем HoReCaHELP – стоял у дверей лифта. Как будто, ждал. Почему у лифта, а не за директорским столом, под защитой секретаря?
– Нам сюда.
Вошли в огромный, стильный офис, с окнами на Литейный проспект.
Радиостанция «Эрмитаж» гоняет утренние блюзы. Рабочие места пусты, хотя некоторые мониторы компьютеров – последнего поколения – светятся. Во сне… Доминанта пространства – огромный овальный стол для совещаний. Рядом – огромный плазменный экран. На стене – огромный красно-черный логотип компании… Почти Америка. Со своим пристрастием к большому, основательному…
– Кофе, чай?
– Кофе.
Устраиваемся за овалом, друг против друга. Анатолий ловит мой взгляд, долго не отпускает… Затем начинает работать пультом, плазма оживает.
На экране – сайт компании. Хозяин – без всяких наводящих вопросов гостю – начинает рассказывать о своей инновации.
– После сочинской Олимпиады, на которой мне пришлось руководить организацией общественного питания болельщиков и гостей, в моей голове зародилась идея создать новый бизнес-инструмент для профессионалов сегмента HoReCa.
– Что такое HoReCa?
– Отели, рестораны и кафе. Первые буквы… Так вот – я уволился со всех прежних мест работы и начал воплощать идею в жизнь.
– Вы ресторатор?
– Да, в этом бизнесе я работаю более десяти лет. Знаю все его нюансы.
– А я об этом бизнесе практически ничего не знаю.
– Вы опытный журналист… Я продолжу… Вот портал HoReCaHELP.ru, вернее это еще не портал, это landing page – посадочная страница. Но и с её помощью можно ощутить масштаб идеи. Вот двенадцать сервисов – в будущем двенадцать профильных компаний. Это пользователи – поставщики, партнеры и специалисты. Первые – производители продуктов, фермеры. Вторые – рестораторы и отельеры. Третьи – понятно…
Ключевой сервис – Торги Клаб, торговая площадка. Здесь в режиме on-line встречаются, торгуются, договариваются продавцы и покупатели. Продавцы формируют сборную поставку, покупатели оформляют сборный заказ. Всем удобно. Мы берем с продавцов 1,5 процента. С покупателей – ничего не берем… Идем дальше.
Анатолий рассказывает про «тайных гостей», тайно проверяющих рестораны… Про интерьеры «по индивидуальным проектам», про техническую службу и её «аварийную кнопку»… Про решение проблем с мигрантами, которых нужно регистрировать, оформлять – для чего необходимо знать, как это делается в условиях постоянно меняющихся. Про аудит и независимую инвентаризацию… Про оборудование, которое он способен взять на обслуживание. Про аутсорсинг – новое слово. Про стартап – еще новое – форму проекта…
Я смотрю на часы. 9-55. Мы беседуем – вернее я слушаю, слушаю – уже около часа, но пока так и не понял: для чего я, собственно говоря, нужен. Кофе выпит, в офисе появляются сотрудники, здороваются. Блюзы сменились песнями популярного сейчас Михаила Бублика.
– О-кей! Все это красиво, наверно востребовано, но что – после ваших сервисов – делать самому ресторатору? Отельеру? Вы готовы взять на себя практически все функции…
– Технические. Но не творческие! – Анатолий оживляется. – Ресторатор будет «творить» свое заведение. Работать над рецептами кухни, создавать уют, освободившиеся средства вложит в фирменную одежду, фирменный стиль. Он будет делать то, на что ему однозначно не хватает – и не хватит – ни времени, ни сил, без помощи HoReCaHELP. До Сочи, в своих заведениях я «творил» по ночам.
А что касается востребованности… Идея не наверно, а наверняка будет востребована. Она уже востребована. Лендинг запущен две недели назад. Знаете, сколько посетителей у нас уже побывало? За 10 000!
– Питерцев?
– Россиян, иностранцев – всех! Проблемы у всех одни.
– И вы готовы из Питера шагнуть в страну? – Мне надоел официоз.
– В мир!
– Смело! Главное, чтобы эта готовность не осталась в намерениях. Не оказалась популизмом, рекламным ходом.
– В разработку только портала инвестируется 30 миллионов рублей. Дороговато для рекламного хода
– Хорошо! Зачем позвали? – Возвращаю разговор в деловое русло.
– Чтобы назначить руководителем Пресс-службы! Общественность – в первую очередь сферы гостеприимства – должна знать о нашей инновации. HoReCaHELP.ru – это не только бизнес, это площадка профессионального общения. Это профессиональный клуб. Ничего подобного в России, да и на Западе еще не было. Мы первооткрыватели.
– Для меня уже подготовлено рабочее место?
– Да. Вот, пожалуйста! – Анатолий театрально разворачивается и показывает на стол с большим плазменным монитором и беспроводной мышкой, на белое, кожаное кресло с высокой спинкой. На кружку с фирменным логотипом. Кофе-машина – там…
Рука шефа гонит слова в сторону reception.
– И у меня будет хороший оклад?
– Да.
– И вас не волнует, что первые два месяца я буду «плавать» в ресторанных и гостиничных вопросах, называть вещи не своими именами?
– Главное, Владимир, чтобы вы освоились к моменту запуска портала, который запланирован на март 16-го года. До весны – у вас будет вдвое больше времени, чем вы заявили. Так что? По рукам?
– Я должен подумать.
– Сколько?
– Не знаю.
– До утра понедельника. Трое суток. При двухсменном рабочем дне в вашем распоряжении будет целая рабочая неделя. Для анализа сегодняшних событий. – Анатолий улыбается.
Домой по Таврическому парку я брёл в смятении. Три навязчивые мысли, мешали – или помогали – анализу.
Первая – о кризисе. Сокращения инвестиций, массовые увольнения – как например, сотрудников «Невского времени», снижение уровня зарплат… А тут – стартап из 12-ти компаний! Это сколько же новых рабочих мест! Почему люди не в Лондоне особняки покупают, а вкладываются в Россию?
Вторая – о моем нынешнем статусе. В Питере и – благодаря Интернету – в стране, а также за её пределами меня знают поэтом, редактором, издателем… И вдруг какие-то ресторанные дела, «тайные гости», «аварийные кнопки»… Об этом нужно будет информировать общество от своего имени… Подписывать пресс-релизы…
Наконец – деньги. Поэзия практически не «кормит» – чаще требует вложений. Издательств в городе развелось, как… Заказов мало. В левом ботинке хлюпает, долг по квартплате растет…
В понедельник я пришел.
Владимир Хохлев
Санкт-Петербург.