Звездное возвращение джедая
Планета Земля раскупила билеты на премьеру на четыре дня вперед и готова изменить скорость вращения в ожидании нового поколения «Звездных войн»…
Когда замерли последние звуки знаменитой музыкальной темы тирана Дартвейдера, в которого превратился джедай-мессия Энекин Скайуокер, и «Месть ситхов», третий и самый трагичный эпизод (серия) киносаги «Звёздные войны» завершился тяжелым дыханием получеловека-полуробота, замкнувшим временнУю петлю событий последней и первой по выходу на экран серий, было трудно поверить в то, что герои «Звездных войн» не появятся больше в кинотеатрах, оставшись только на экранах телевизоров и информационных носителях.
И вот, через десять лет звёздная киноэпопея, завоевавшая сердца миллионов жителей планеты Земля, снова возвращается «Пробуждающейся силой», чтобы подарить зрителям великолепие галактической сказки, так похожей на земную реальность борьбы Добра и Зла, замешанной на страстях разумных существ: предательстве и преданности, интригах и дружбе, ненависти и любви. А еще – стремлению к Свободе…
Эпизод III
«Вот так умирает демократия. Под громовые аплодисменты». Проекция бессмертия
Такими словами сенатор Падме Амидала суммировала падение здания Республики, объединявшей множество миров Галактики «далеко-далеко и давным-давно». Но имеет ли значение, где происходит событие, отражённое на экране? Политические структуры, лежащие в основе далеких миров других Галактик, создаются и разрушаются, проецируясь друг на друга через время и пространство. Не так ли устроен и земной мир политики? А, может быть, именно потому он так и устроен.
Фильм «Звездные Войны» стал самым культовым кинематографическим проектом второй половины ХХ века. И в нынешнем столетии, еще только начавшемся, «Звездные Войны» уже прочно доминируют в мире массового кино.
Джорджу Лукасу, автору сценария, продюсеру и режиссеру звездной саги, организаторами Каннского фестиваля 2005 была вручена специальная почетная грамота за выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа. К слову, билетик на премьеру в Каннах стоил 500 евро, цена неслыханная! Что это? Общее помешательство или просто следование капризной моде? Непохоже, поскольку интерес к фильму не ослабевает вот уже почти полвека. В чем же загадка немыслимого успеха звездного полнометражного сериала?
Эпизод I
Новая надежда кинематографии и временнАя петля
Более сорока лет назад в мире кинематографа произошла многоуровневая революция. «Новая надежда», первый фильм серии «Звездные Войны» положил начало феномену – многолетней саге о далекой Галактике. Зрителю открылись невиданные ранее миры, созданные фантазией Джорджа Лукаса, спецэффекты, поражающие воображение зрителей семидесятых и восьмидесятых, и переворачивающая прежние стандарты техника съемок. И, конечно, интригующее, начатое с середины повествование, захватившее сознание миллиардов зрителей на почти пять десятилетий. Это все было ново, интересно, значительно. Зритель всегда нуждался в образе положительного героя, который мог бы служить духовным примером для подражания. Конец семидесятых годов свидетельствовал о прохождении пика интереса к вестернам, романтическим комедиям и драмам. Вьетнамская война будоражила воображение миллионов. Шел новый виток Холодной войны. Империя Зла, показанная в «Звездных Войнах» была оценена многими, как символ противостоящей Америке державы (однако, по признанию Лукаса, одним из стимулов создания сценария «Войн» стали события Вьетнамской войны), а рыцари джедаи, соответственно, стали символом Свободы и Справедливости.
Как показывают общественные опросы, проведенные в течение последних пятнадцати лет, 420 000 британцев, 75 000 австралийцев, 23 000 канадцев, и несколько миллионов американцев идентифицировали свою религиозную принадлежность, как «джедай». Конецепция рыцаря Ордена Джедаев стала основой духовного становления десятков тысяч людей, а образы киногероев фильма – примером подражания и формирования личности. А главной сердцевиной фантастического киноромана с продолжением была вечная история человеческих взаимоотношений, предательства, любви и борьбы за власть и свободу. История борьбы Добра со Злом.
Предательство в разрезе
Каждому из эпизодов предсказывали ухудшение качества – и по сюжету, и по техническому воплощению. И каждый эпизод триумфально входил в историю наперекор злопыхателям и на радость поклонникам. Последнему в шестилогии и третьему по хронологии событий эпизоду «Месть Ситхов» тоже предвещали неудачу, но и он стал историческим. И не напрасно. Помимо исключительно качественной технической работы, применения высоких технологий (в фильме использовано рекордное на тот момент количество видеоэффектов – 2151), динамичного сюжета и элементов классической драмы, фильм с удивительной простотой предлагает проследить за сложными и многоплановыми метаморфозами, происходящими не только на личном уровне взаимоотношений героев, но гораздо глубже. Цепочка событий приходит к логическому завершению. Серьезность повествования лежит в визуальном анализе смыкания личных и политических интересов героев. Модель процессов переориентации сознания политического игрока, которому есть что терять, а, значит, на это и будет сделана ставка, представлена абсолютно ясно. Недооценка противника «хорошими парнями» произошла из-за внутренней слабости Консулата Республики. Слабое звено обнаружилось в слепой уверенности в непоколебимости высоких идеалов сторонников Республики – как символично…
С четкой последовательностью мы видим необратимые изменения, происходящие в мировоззрении возмужавшего рыцаря Ордена Джедаев Энекина Скайуокера. К моменту очерчивания временнОго круга события «Мести Ситхов» он стал гордостью своего учителя, и уже совершил выдающиеся поступки, а его имя с благоговением повторялось маленькими учениками джедаев. Тем не менее, Энекин не смог справиться со жгучим желанием достичь вершин личного становления путем не постепенного восхождения, а стремительного взлета. Мощь и сила Энекина, его интеллект и выдающиеся способности, оказались помноженными не на воспитанные в нем ценности Ордена защитников родной для него Галактической Республики, но на обещанные Темным Лордом неограниченную власть и умение обладать невозможным для других качеством – останавливать смерть. Ослепленный прорвавшимся на поверхность долго сдерживаемым желанием самому решать свою судьбу и определять свой путь, сознанием собственной исключительности, тлевшей обидой на Орден за умершую в мучениях и забвении мать, Энекин обращается к Темной стороне Сил потому, что находит там ответы на мучающие его вопросы. В отличие от жестко настроенного по отношению к Энекину сенатора Мейсвенду и занявшего нейтральную, но не несущую положительной составляющей позицию Иоды, сенатор Палпатин (Темный Лорд) мягко и точно дал молодому воину логичные объяснения его переживаниям и приоткрыл завесу неведомых ему доселе тайн. Тайн, в основе которых лежал Соблазн. Тот, которого так ждал и желал Энекин. Грамотно и расчетливо брошенные в сознание джедая семена ненависти и недоверия к воспитавшему его Ордену, прорастают стремительно. Члены Консулата Республики делают роковую ошибку, не доверив Энекину, думая только о его молодости, принятие решений, более ответственных и серьезных. И он в стремлении реализации любым путем, отказывается от той силы, благодаря которой начал предназначенный ему путь Избранного. Он отказывается от Любви, принося ее в жертву выбранной им Власти. Старо, как мир? Да, и, как и все в мире, повторяется вновь и вновь. «Республика будет реорганизована и объявлена Империей!», – заполучив мощного соратника, Темный Лорд в течение буквально одного мгновения изменил социально-политическую структуру колоссальной Республики, объединяющей сотни миров Вселенной. «Так вот как умирает Свобода, – произносит сенатор Падме, жена Энекина, – под гром аплодисментов»… Не актуальны ли эти, неожиданные для фильма-фантастики-сказки, слова сегодня? Вчера? Завтра? И разве последствия предательства не логичны? С поразительной ясностью Лукас показывает перерождение амбициозного сильного человека, который выбирает Власть. Как символичен образ Энекина! Как выпукло выписаны слагаемые его падения! Как легко проецируется рисунок изменения его сознания на аналогичные процессы, происходящие в головах его коллег – политиков-землян!
Вступив на путь содействия Темной стороне Сил, Энекин, теряет все, что связывало его с прежней жизнью джедая. Преступления, совершенные им в течение нескольких часов, перечеркивают заслуги многолетнего прошлого и делают развитие событий необратимым. У него нет больше друзей, нет возлюбленной, и нет детей. «Я не знаю тебя больше, ты вступил на путь, которым я не могу следовать за тобой», «Разве ты не был Избранным, ведь было сказано, что ты поможешь уничтожить Тьму, а не станешь ее частью… Я любил тебя. Ты был моим братом…», – боль и отчаяние в глазах Падме и Учителя Энекина, пораженных стремительными изменениями в человеке, которого они, казалось, знали, не находят понимания в ожесточившемся сердце ставшего бывшим джедая. Он охвачен желанием как можно скорее быть на пьедестале Темной стороны Сил, и ему это удается. Он платит колоссальную цену за неограниченную власть. Все, что казалось возможным удержать и приумножить с помощью Темной Силы, уходит в прошлое. Он – причина смерти той, которую любил. Он – убийца боготворивших его юных джедаев. Он – один из тех, благодаря которым уничтожен Орден Джедаев и низвержено здание Республики. Он – полу-машина, которая существует только благодаря искусству Темных Сил. Для того, чтобы стать тираном на многие годы. У него останутся лишь воспоминания. И далекое будущее, в котором ему будет предназначено уничтожение Темного Лорда и возвращение во Вселенную баланса сил Добра и Зла.
Эпизоды I – VI. Серийный успех
«Пробуждающаяся сила» повествует о новом воплощении Империи – государственным образованием «Новый порядок», с которым предстоит столкнуться героям-ветеранам, и победить который не так-то просто, когда во всей Вселенной остался всего один джедай… Планета Земля раскупила билеты на премьеру на четыре дня вперед и замерла в ожидании очередного великолепного кино-спектакля… Символизм «Звездных Войн» беспределен. Кажущийся сказочно-фантастическим сюжет на самом деле построен на реализме человеческих трансформаций, героизма и предательства. Как известно, сказка – ложь, да в ней намек. Вечные ценности существования цивилизаций разумных существ, Любовь и Смерть, Возрождение и Расплата – такова суть ставшей великой саги, название которой вписано в историю человеческой культуры звездными буквами.
Татьяна Тулина